По оценке аналитиков, на розничных инвесторов приходится почти 10% финансового капитала на рынке, и роль так называемых финфлюенсеров, которых они читают, усиливается, отметила проектный директор компании Frank RG Любовь Прокопова: «Мы провели анкетирование массовых и состоятельных инвесторов, 50% клиентов совершают сделки, ориентируясь на помощь представителей профессионального сообщества: это финансовые советники в банках, персональные брокеры и управляющие. Однако практически четверть опрошенных инвесторов при принятии инвестиционных решений полагаются на советы блогеров.
К сожалению, деятельность лидеров мнений не лицензируется, не регулируется, а уровень компетенции никаким образом не подтвержден.
Часть из них, конечно, являются опытными инвесторами, вероятно, со специальным образованием и каким-то опытом работы, возможно, даже в институциональных игроках. Но отчасти блогеры могут быть недобросовестными, и от этого инвесторы могут страдать».
Растущее влияние финфлюенсеров фиксируют власти разных стран, в том числе российский Центробанк. Регулятор определил критерии добросовестных финансовых блогеров. Они должны обладать лицензией инвестиционного советника и состоять в реестре, который ведет Банк России. Кроме того, такие блогеры обязаны маркировать свои публикации предупреждением, что их посты не являются инвестиционной рекомендацией.
Треть частных инвесторов при принятии решения о формировании портфеля обращались к искусственному интеллекту, говорится в опросе финансового маркетплейса «Выберу.ру», проведенного совместно IT Smart Finance, а год назад их доля составляла 19%.
Светлана Белова

SIA.RU: Главное