Совет по общественному контролю за деятельностью электронных платформ (СОКЭП; объединяет потребительские организации) обратился в Минфин и Федеральную пробирную палату (ФПП) с просьбой поддержать меры по ужесточению контроля над нелегальным оборотом ювелирных изделий, следует из писем общественников. В ФПП подтвердили его получение. Согласованная позиция палаты пока формируется, пояснили там.
По подсчетам СОКЭП, объем нелегального оборота ювелирных изделий на цифровых платформах в России, по консервативной оценке, составляет 26,6 млрд руб. Это сделки, которые заключаются с помощью классифайдов, маркетплейсов и мессенджеров. В расчет принималась лишь предпринимательская деятельность без учета соглашений о перепродаже изделий между физлицами. Инструментами манипуляции с ювелирными изделиями в СОКЭП называют их реализацию под видом бижутерии, продажу подделок, использование фейковых уникальных идентификационных номеров (УИН) для валидации.
Онлайн не считается ключевым каналом для ювелирной розницы, но занимает существенную долю. По данным СОКЭП, совокупный оборот рынка в прошлом году составил 459,4 млрд руб. Доля онлайна — 28% (128,6 млрд руб.).
Директор управления внешней электронной коммерции Sokolov Михаил Александров говорит, что в январе—сентябре 2025 года на долю маркетплейсов пришлось 12,7% продаж ювелирных изделий.
Юрист группы публичных споров и защиты бизнеса Vegas Lex Михаил Шандро обращает внимание на то, что вся продажа ювелирных изделий в России регулируется отдельными нормами. Она производится через специальное кассовое ПО, каждое изделие получает УИН, который заносится в госсистему по контролю за оборотом драгметаллов (ГИИС ДМДК). С августа 2025 года сделки с изделиями дороже 1 млн руб. контролируются Росфинмониторингом. Управляющий партнер бюро a.t.Legal Николай Титов отмечает, что нарушение этих норм предполагает штрафы, размер которых обычно исчисляется сотнями тысяч рублей.
На нарушения установленного порядка, по мнению господина Шандро, могут идти небольшие бутики и шоурумы, рассчитывая снизить издержки. Николай Титов отмечает, что этот инструмент позволяет быстро и часто анонимно реализовать товары конечному потребителю. С развитием маркетплейсов риск распространения таких изделий через онлайн-торговлю возрастает и государству важно усиливать цифровой контроль, считает он.
В UVI jewellery отмечают, что использование цифровых платформ позволяет привлекать меньше внимания к теневой деятельности: продавая нелегальные изделия в физическом магазине, придется указывать как минимум место деятельности, попадая под контроль госорганов. В онлайн-сегменте сбыт может маскироваться в том числе под реализацию личных ювелирных изделий физических лиц: такие сделки не отслеживаются. Но нелегальный оборот есть не только на цифровых платформах, говорят в компании.
Для решения проблемы СОКЭП предлагает обязать операторов электронных площадок интегрировать объявления в категории «ювелирные изделия» с ГИИС ДМДК, проводить усиленную идентификацию продавцов, вести автоматизированный мониторинг. Контроль за соблюдением этих норм, по мнению общественников, можно обеспечить, наделив ФПП правом досудебной блокировки сомнительных объявлений. Повысить ответственность бизнеса может практика оборотных штрафов. Сейчас цифровые платформы, по мнению общественников, не принимают достаточных мер для пресечения нарушений.
Александра Мерцалова, Виктория Колганова

SIA.RU: Главное