Газета Дело

Искусство продавать

Когда Диана Салацкая решила открыть художественную галерею, в ее распоряжении уже находилась впечатляющая коллекция живописи иркутских художников. Будучи при этом совладелицей кинотеатра «Чайка» и магазина «Мир мебели», Салацкая имела четкое представление о законах бизнеса. Опыт и знания позволили предпринимательнице успешно запустить галерею «DiaS» прямо в разгар недавнего кризиса.

Когда Диана рассказывает об открытии галереи, экономический кризис 2009 года упоминает как событие фоновое. «Мы понимали, что возникнут сложности, и что в отрасли, где продаются предметы, не относящиеся к безусловно необходимым, они возникнут в первую очередь. Но я к этому времени уже имела представление о механизмах подобного бизнеса: мне доводилось и раньше организовывать выставки, продавать живопись. Правда, это было, скорее,  хобби – без определенной стратегии и бизнес-плана, − вспоминает галеристка. − Тем не менее, определенные меры были приняты. В первую очередь, мы проанализировали и сократили первоначальные расходы на запуск галереи. В итоге старт прошел вполне благополучно, а многие опасения оказались напрасными». Своим успехом галерейный бизнес Салацкой в значительной мере обязан меценатству, которое «питает» его едва ли не на 50%. «В Иркутске меценатов достаточно много. Многие люди готовы отдавать миллионы на благотворительность и на поддержку искусства», – говорит Диана.

Помещение, в котором находится галерея, изначально принадлежало предпринимательнице − много лет в здании продавалась элитная мебель. «Три года назад мы освободили цокольный этаж от мебельных образцов и переоборудовали под галерею, − рассказывает Диана. − Наличие собственной площади – решающий фактор, не уверена, что галерейному бизнесу на старте под силу арендовать такие площади почти в центре города. Мы потратились только на косметический ремонт, он обошелся примерно в 200 тысяч рублей. На эти деньги мы закупили подвесные системы, кое-что из предметов интерьера. Конечно, немалые деньги уходят на обрамление и реставрацию картин – примерно 1000 рублей на одну среднюю по величине картину. А у нас в коллекции около 2000 работ», − перечисляет траты предпринимательница.

По словам Дианы, главная проблема галерейного бизнеса в Иркутске – отсутствие сформированного арт-рынка. В городе еще нет культуры отношений между покупателем и продавцом предметов искусства. Сама галеристка старается сотрудничать с большинством местных художников и скульпторов, но признается при этом, что в залы выбирает работы по принципу «нравится-не нравится». «И конечно,  мне нужно понять, зачем художник пришел в галерею: нужна ли ему просто площадка для продажи своих работ, или он пришел за поддержкой, партнерскими отношениями».

В рамках такого сотрудничества галерея даже готова предложить творческим людям своеобразную «стипендию». «Правда, для этого нам нужно хорошо познакомиться с художником, его работами, что требует немало времени», − оговаривается Салацкая. Сейчас галерея выплачивает стипендию нескольким иркутским художникам. И хотя ее сумма не очень велика, «этих денег хватает для безопасного уровня существования, на котором художник может творить». При этом картины художника-«стипендиата» тоже продаются, в среднем по одной в неделю.

«Цены на картины местных художников варьируются от тысячи до нескольких миллионов рублей, − комментирует Диана. − Вот, сейчас, к примеру, у нас проходит выставка работ замечательного иркутского художника Анатолия Алексеева. Самая дорогая его картина стоит 5 млн рублей».

Еще одной базовой проблемой галерейного рынка Салацкая считает отсутствие потребности в искусстве у большинства иркутян и понимания, почему оно дорого. «В живописи, как и в любом виде искусства – множество стилей, но мало кто хорошо знаком даже с классикой. Конечно, кто-то все же знает, кто такой Малевич, Кандинский, Марк Шагал. Но все-таки грустно, что кто-то считает, что Микеланджело – это 'Черепашки-Ниндзя'. Так вот задача галереи – развивать зрителя, знакомить его с талантливыми художниками. С этой целью мы проводим специальные семинары. Например, в прошлом году организовали цикл семинаров  'Искусство инвестировать в искусство' и 'Как построить свой город'», – вспоминает Салацкая.

Ноу-хау галереи − «Арендная программа», в рамках которой ценитель искусства может арендовать понравившееся произведение на некоторое время за небольшую плату. «Это очень перспективная программа, поскольку она предлагает компромисс между стоимостью картин, которая слишком высока для некоторых посетителей, и потребностью художника в регулярном заработке», − считает собеседница. Стоимость аренды напрямую зависит от стоимости картины, но в целом незначительна.

Чаще всего, по наблюдениям Салацкой, «арендаторами от искусства» становятся различные учреждения, государственные структуры. Хотя время от времени и частные лица изъявляют желание арендовать ту или иную работу. «Но они все-таки чаще приобретают произведения искусства в собственность: сознание человека устроено так, что мы хотим быть единственными обладателями понравившейся нам вещи», – полагает галеристка.

Дарья Чикачёва, Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело