Оставив торговлю элитной мужской одеждой, Ольга Величко занялась торговлей продуктами. Говорит, что после рождения ребенка не хотелось пропадать в заграничных командировках. В новую нишу Ольга отправилась вопреки советам мужа. Зато сейчас, после запуска второго магазина «Бояровъ», Юрий Величко не исключает того, что бизнес по продаже обуви придется закрыть и полностью сосредоточиться на проекте жены. В планах супругов – полноценная сеть продуктовых мини-маркетов.
Решение «уйти в продукты» Ольга называет спонтанным, но тут же приводит основательные расчеты – как и почему остановила выбор на «такой неустойчивой и скоропортящейся нише».
Изначально помещение первого магазина «Бояровъ» в ЖК «Зеон» Величко приобретали под магазин обуви. Кстати, в 2007 году покупка «на этапе котлована» обошлась относительно недорого – примерно 9 млн руб за 230 «квадратов». Пока ждали окончания строительства и заселения жильцов в новый комплекс (на это ушло полтора года) Ольга «прикинула» альтернативный вариант. «Во-первых, продукты – товар всесезонный, всегда необходимый. Во-вторых, место у нас – не на проходной улице: магазин ‘смотрит’ на улицу Партизанскую, а не на ‘центральную’ Байкальскую, – приводит доводы предпринимательница. – При этом местного народа много – жильцы собственно комплекса и окрестных домов. Вариант придомового магазинчика с набором продуктов, необходимых каждый день, сам напрашивался».
Примерную наценку на продуктовый товар – от 10% до 25% – Ольга знала со слов друзей, зарабатывающих в этой нише. «Расходы считала по максимуму, доходы – по минимуму, – вспоминает Величко. – Прикинула количество живущих в ‘Зеоне’ и ближайших домах. В теории половина из них каждый день приходит в ‘магазин при доме’. Я при расчетах поставила уровень меньше – треть всех ‘близживущих’. Затем прикинула среднюю корзину покупателя в таком магазине и чек – 200-300 рублей». Ольга признается, что в этих расчетах часто «примеряла» ситуацию на себя, и когда заметила, что в магазинах самообслуживания берет примерно на треть больше запланированного, решила – если открывать продуктовый магазин, то формата «маркет». Размеры помещения, да и целевая аудитория – жители дома, забежавшие за хлебом или молоком, окончательно определили формат магазина – мини-маркет.
Уменьшив размеры получившейся выручки на сумму операционных расходов, оптовой стоимости товара и налогов, Ольга попыталась убедить мужа отказаться от обуви в пользу продуктов. «На сто процентов убедить не удалось, но он дал ‘добро’ на ’попробовать’. И потом полгода – до тех пор, пока магазин не вышел на окупаемость текущих расходов – Юрий пенял мне на мою неразумность. Понять его можно: полгода обувной бизнес ‘гасил’ кредит, который пошел на покупку помещения под мини-маркет, время от времени из него же ‘выдергивались’ деньги на зарплату моего персонала. Это фактически была подушка безопасности, которая позволила выйти продуктовому проекту на самоокупаемость. Без нее мне пришлось бы влезать в еще один кредит, – делится предпринимательница. – Хотя я была готова к таким срокам, знала, что ‘раскрутка’ новой торговой точки займет от полугода до года».
Тем не менее, первый год работы магазина Ольга практически не спала: «Днем с ребенком сидела я. После четырех вечера с сыном нянчился муж, а я шла в магазин, чтобы рассчитаться с поставщиками, оценить объемы выручки. Первые полгода приходилось оставаться в магазине до четырех утра. Конечно, у меня сразу был бухгалтер (на аутсорсинге), но руку на пульсе в этом деле нужно держать постоянно. Тут не получится, как в обувном или одежном бизнесе – в семь закрыть павильон и пойти домой».
В 2011 году, спустя три года после запуска первого магазина, Величко купили помещение под второй магазин. «Тоже на кредитные деньги. Правда, на этот раз сумма была посолиднее. А ставка по кредиту оказалась меньше – 13,5% годовых вместо 15%. Думаю, повлияло успешное погашение предыдущего кредита и наличие залога, в который оформили помещение первого магазина», – рассуждает Ольга.
Место под второй магазин Величко выбирали уже прицельно – элитный ЖК, где живет публика со средним уровнем дохода и выше, спальный район. В итоге купили помещение примерно той же площади в Свердловском районе возле ЖК «Прогресс». «Это приобретение тоже оказалось удачным, – считает Юрий. – Нам квадратный метр обошелся где-то в 65 тысяч рублей, а сейчас, спустя полгода, помещение предлагают выкупить уже по цене в три раза больше».
Правда, место, признаются супруги, пока не оправдало всех возложенных на него надежд. «Возможно, причина в том, что не все жильцы комплекса еще заселились, – предполагает Ольга. – В некоторых моментах этот магазин удачнее первого: есть система вентиляции, что позволило открыть кухню. Сама по себе продажа выпечки и куриц-гриль малодоходна, зато привлекает покупателей. Как, впрочем, и различные акции: лотереи, подарки покупателям».
Именно благодаря подаркам в день открытия первого магазина, сарафанное радио очень быстро разнесло весть о новом магазине среди целевой аудитории, отмечают супруги. «Некоторые заходили дважды, – улыбается Ольга. – Мы никому не отказывали. Вообще в торговле принцип ‘покупатель всегда прав, даже если он не прав’ забывать нельзя. Хорошая репутация создается очень долго, а разрушить ее может пара недовольных клиентов».
Возможность быстро реагировать Величко считают одним из главных преимуществ малого бизнеса перед крупными продуктовыми сетями. «Сети супермаркетов работают по давно продуманным матрицам, вносить изменения в ассортимент они могут позволить себе только в случае очевидных убытков, – комментирует Ольга. – Я могу полностью сменить линейку брендов, если посчитаю нужным. К примеру, сейчас у нас более половины товаров тех марок, что не найдешь в обычном магазине. Многие покупатели признаются, что выбирают наш магазин, потому что здесь можно не только купить нужный продукт, но и просто поглазеть на красивые витрины, посмотреть, что новенького появилось».
Сейчас Юрий не исключает того, что со временем, возможно, закроет обувной бизнес. «В ближайшее время – вряд ли. Пока обувной бизнес ‘питает’ продуктовый. Но чтобы достичь нужного результата, все силы необходимо сконцентрировать на одном проекте, – объясняет собеседник. – Уже при нынешних объемах – продуктовый бизнес доходнее. Он, конечно, выигрывает за счет оборотов. У обувного-то наценка повыше: 70% против 10-25% в продуктах. Но мини-маркеты уже обходят его по доходности, поэтому нужно заняться увеличением объемов продуктовых продаж». Для сравнения, на закуп обуви в две торговые точки у предпринимателя уходит порядка 0,5 млн руб в месяц, в мини-маркетах ежемесячно крутится поток в 7-8 млн руб.
Но вместе с высокой доходностью у продуктового бизнеса есть свои серьезные минусы: «Товар портится, – лаконична Ольга. – И наличие холодильников на 100% не спасает. 8 тысяч рублей на это приходится закладывать ежемесячно. Нас выручает лояльность поставщиков – примерно 80% возможной ‘просрочки’ они меняют на более свежий товар, если предупредить их за 2-3 дня до окончания срока годности продукции. Плюс морально это компенсируется тем, что часть продуктов, срок годности которых близится к окончанию, можно использовать при приготовлении корпоративных обедов. Тут уж продавцы сами смотрят».
Еще один момент, который приходится заложить в графу вероятных расходов – воровство. «Наша служба охраны добилась того, что профессионалы этого дела обходят магазин стороной. Но случаются форс-мажоры. К примеру, открылся год назад рядом с нами продуктовый магазин: ни охраны, ни видеонаблюдения. Конечно, к ним стройными рядами пошли воровать. Это как чума – пришел один, на следующий день уже двое-трое; потом они идут в соседние магазины, – с ужасом вспоминает Ольга. – Нашему начальнику охраны пришлось повозиться, чтобы восстановить репутацию магазина, в который мошенникам лучше не входить».
Воровство – не единственная проблема, которую принес конкурент. «У них вход изначально был со стороны двора. Это, безусловно, удобнее – неудивительно, что народ из ‘Зеона’ пошел к ним. Плюс новый магазин первые пару месяцев всегда вызывает повышенный интерес, просто в силу новизны, – констатирует Ольга. – А нам это серьезно снизило поток клиентов – где-то на треть. Надо было срочно что-то предпринимать». За две недели супруги организовали второй вход в магазин со стороны двора, заодно перепланировали торговый зал. «Все окупилось, всех клиентов удалось вернуть», – радуется Ольга.
Следующий пункт в планах собеседницы – открытие третьего магазина. «Но это станет возможно, когда рассчитаемся с кредитом. Стараемся гасить досрочно: вместо пяти лет планировали закрыть долг через 2,5 года. Но пока второй магазин немного выбивается из графика – вероятно, понадобится 3-3,5 года», – трезво оценивает ситуацию Величко.
Успешно запустить оба магазина предпринимательнице, по ее словам, помогли два качества – уверенность в проекте и готовность первое время в него только вкладывать, не вынимая деньги из оборота. «Если предварительно все рассчитал, уверен в будущем проекте хотя бы на 70% – иди до конца, – советует Ольга. – И будь готов к тому, что долгое время придется отказывать себе в каких-то удовольствиях, излишествах – все средства должны идти в дело.
Я наблюдала немало случаев, когда первые деньги от удачного бизнес-старта шли на покупку дорогих авто, шикарный отдых. Итог – банкротство. Мне понадобилось три года, чтобы бизнес вышел на тот уровень, когда я могу без ущерба для дела съездить в дорогое путешествие или крупную покупку совершить».
Никита Змановских, Газета Дело