Бизнес туроператора в Иркутске может в месяц приносить до миллиона рублей, а может «уходить в минус» до сотен тысяч. Сезонность «правит» на этом рынке, объясняет Вадим Копылов, совладелец и директор туристической компании «Greenexpress». В итоге, распределив прибыль «высоких» сезонов равномерно на весь год, компании, специализирующиеся на въездном туризме, получают среднюю доходность в 7-10% от вложенного.
Совладельцем «Greenexpress» Вадим стал пять лет назад. До этого собеседник долгое время работал в компании наемным сотрудником, продвинувшись с должности коммерческого директора до и.о. директора. Когда бывший работодатель, компания «Новая реальность», начал делить активы, бизнес по въездному туризму и бренд «Greenexpress» Копылов и его бизнес-партнер выкупили. «Сговорились на 1,5 миллионах рублей. Можно было, конечно, начать новый проект с нуля и потратить ту же сумму плюс три года на раскрутку бренда, – замечает Копылов. – Но я решил сэкономить время, да и сил потраченных когда-то на компанию было жаль. В 2007 году она уже потихоньку умирала».
На ремонт и обновление снаряжения, серьезную переделку сайта компании, покупку оргтехники и аренду нового офиса Копылову пришлось потратить еще 1,5 млн руб. «Отбивались эти траты очень медленно, – вспоминает предприниматель. – Маржа в этом бизнесе в среднем составляет 15% от вложенного. Это до уплаты налогов. Чистая прибыль – 5-10%». При этом собеседник подчеркивает, что речь идет о среднегодовых показателях: сезон въездного туризма у нас непродолжителен, и высокий сезон приносит до 2/3 всей годовой прибыли. Высокий сезон – это период с мая по сентябрь, при этом пиковые объемы работы «приносят» два месяца в году – июль и август. Невысокий, но тоже сезон – декабрь-январь, в «околоновогодние» дни. Глубже всего спад на рынке въездного туризма ощущается в межсезонье, констатирует предприниматель: весной и осенью турист не рвется на отдых, агентство может проработать и в убыток. Долю объемов сезона «май-сентябрь» по отношению ко всему остальному году Копылов видит как «70 к 30», а вот трудозатраты примерно одинаковы – «50/50».
«В абсолютных цифрах – за июль можно ‘вчистую’ заработать до миллиона рублей. Редко, конечно. Обычно это 600-800 тысяч рублей чистой прибыли. Зато в ноябре или в феврале агентство может вообще без заказов остаться. Тогда регулярные расходы компании уведут бюджет ‘в минус’. Для нас это порядка 150 тысяч [рублей] в месяц: аренда офиса и зарплата пятерых штатных сотрудников – четверо менеджеров и бухгалтер», – приводит цифры Вадим Копылов.
Все остальные работники – гиды, перевозчики, инструкторы – сотрудничают с компанией на условиях аутсорсинга. Либо как компании-партнеры, либо как фрилансеры. «В разгар сезона на нас одновременно может работать 20-25 ‘внештатников’. В неплохой месяц одновременно готовим 2-3 тура. Вот сейчас, к примеру… Девочки, что у нас в работе?» – спрашивает Копылов сидящих за соседним столом менеджеров.
– Вчера группу латышей отправили на Ольхон. Сегодня у столичных туристов корпоративный выезд на МРС (поселок Маломорская рыбная станция на о. Байкал), завтра, в пятницу, сплав по Иркуту у местных, иркутян. В субботу – венгры, в воскресенье – турки, – рапортуют девушки.
По словам менеджеров, иногородние туристы «берут» отдых без затей в пляжных местечках Байкала, «изощряются» в основном иногородние российские компании, выезжающие на корпоратив – они выбирают несложные маршруты, но зато сразу несколько разноплановых мест, плюс им нужна спортивная составляющая для тренировки корпоративного духа сотрудников. А вот профессиональным российским и иностранным путешественникам хочется экзотичного, не туристического Байкала. Стоят такие заявки, понятно, дороже. «Мы, туроператоры, любим шутить о том, что иногородние массовые туристы – для нас хлеб, корпоративы – масло, а VIP-экспедиции – икра в этом бутерброде», – смеется Копылов.
Местных туристов, по словам Копылова, совсем немного: добраться до озера и снять домик или комнату на турбазе иркутяне могут и сами. «Случайно забредших мы, конечно, привечаем. Но частный клиент у нас – гость редкий. В свое время я принял решение ориентироваться на работу с агентствами, на опт, так сказать, – признается предприниматель. – Это позволяет экономить на расходах, сохраняя при этом прежние объемы».
В целом на иркутском (да и на российском) рынке «чистых» туроператоров в нише въездного туризма очень мало. Большинство, по словам предпринимателя, «привязаны» к объектам инфраструктуры, и создавались изначально как «компания-продавец» при гостинице, турбазе или целой сети объектов. «В принципе, контрагенты на этом рынке – владельцы гостиниц, транспортные компании – как раз и зарабатывают больше всех, – замечает Копылов. – Но не туроператоры. Поэтому ‘молодым с горящими глазами’ я советую хорошо подумать, прежде чем заходить в эту нишу. Неслучайно здесь остаются только очень увлеченные предприниматели. Которые сами же и управляют компанией. Как говорит мой коллега, при таких доходах найти наемного управляющего, который был бы и умным, и честным, почти невозможно». По словам Копылова, в туроператоры нередко приходят бизнесмены из других отраслей. «Увлекутся – и все: коготок увяз, всей птичке пропасть, – комментирует предприниматель. – Почему я остался? Нет, я не любитель по новым маршрутам пройтись. Больше всего мне нравится то, что каждый день приносит новые задачи, и результат их решения можно тут же увидеть».
На днях, приводят пример в «Greenexpress», пришлось срочно организовывать вегетарианское меню в туре по Кругобайкальской железной дороге. «В выходной, за день до старта. Причем в заявке, как обычно, об этом ни полслова. Ну, что – договорились: повар из блюд будет все мясное изымать, – улыбается оператор. – И такая карусель каждый день. К примеру, в самом масштабном проекте компании (сопровождение экспедиции «Трофи» на территории Иркутской области в 2007 году) самой сложной задачей стала одновременная подача пятисот горячих бурятских поз на концерте, устроенном на льду Байкала. И ничего – справились».
Никита Змановских, Газета Дело