Знакомо? Время становится дороже денег, его не хватает на самые значимые события в жизни, какие уж тут мысли о рутинном управлении личными финансовыми потоками!
Да, образ жизни руководителей высшего звена, накладывает определенные особенности на их взаимодействие со своими деньгами. Вот эти особенности:
o Отсутствие времени на управление личными и семейными финансовыми потоками, причем количество этих потоков значительно больше, чем у среднего человека.
Многие вопросы решаются "на бегу", без должного анализа, благо - финансовые ресурсы достаточно велики и позволяют "тушить "финансовые пожары".
o Достаточно высокий доход и необходимость высоких расходов, связанных с поддержанием статуса, образа жизни солидного руководителя, а также необходимостью
содержания большого числа финансово-зависимых людей.
o Повышенные внутренние требования к образу жизни и, как следствие, высокие требования к доходу на "пенсии" (т.е. к доходу после активного этапа зарабатывания денег).
o Использование одного финансового провайдера услуг (это может быть один универсальный банк, через который проходят все операции, в том числе и инвестиционные,
страховые и т.д.) либо, наоборот, несистемный разношерстный набор всевозможных финансовых услуг, купленных случайно и не связанных в единую систему.
o Серьезные жизненные цели, которые не достигаются "в лоб", а требуют взвешенного комплексного подхода, грамотного сочетания финансовых инструментов и
координации целей между собой.
В результате личные и семейные финансы управляются достаточно бессистемно, отсутствует четкая стратегия эффективного распределения денежных потоков и использования финансовых инструментов.
Сфера личных финансов несколько отличается от финансов корпоративных, но, тем не менее, мы можем использовать некоторые методы и подходы для управления семейным капиталом. В данной статье речь пойдет о таком инструменте, как Персональный Финансовый План (ПФП).
Отчасти его можно сравнить с бизнес-планом, отчасти - с финансовой отчетностью компании, поскольку в таком плане присутствуют некоторые элементы корпоративных финансов. ПФП - это мощный инструмент взаимодействия между Вами (Вашей семьей) и теми деньгами, которые проходят через Ваши руки. Фактически, финансовый план - это инструмент управления финансами для Вашей личной корпорации.
Он включает в себя следующие пункты, на которые должно быть направлено внимание и управляющие воздействия:
1. Управление финансовыми целями.
2. Управление наличными деньгами (текущий денежный поток, кредиты, резервные фонды).
3. Управление инвестиционными и чистыми (страховыми) рисками.
4. Планирование пенсии.
5. Управление инвестиционным портфелем.
6. Вопросы передачи наследства.
7. Налогообложение.
Для составления комплексного финансового плана необходимо:
o Актуализировать личную финансовую информацию, а именно:
o все Ваши личные или семейные активы и финансовые обязательства;
o информацию о структуре Ваших доходов и расходов, составление финансовой отчетности на основании собранных данных для принятия решений по управлению;
o информацию об инвестиционном портфеле, страховой защите и т.д.
o Определить и сформулировать в финансовом виде (желаемая стоимость и срок достижения) те цели, которые стоят перед Вами и Вашей семьей.
o Проанализировать полученные данные на предмет достижимости целей в разрезе Вашего текущего финансового состояния - часто приходится корректировать
свои цели, чтобы они не остались только на бумаге, а воплотились в жизнь.
o Разработать конкретные решения с помощью существующих финансовых инструментов. Нужно определиться с временным горизонтом для достижения цели и допустимым уровнем риска и выбрать приемлемые инструменты.
o Действовать согласно разработанному плану, иначе он может остаться никому не нужным набором букв и цифр.
o Регулярно обновлять план. Необходимо постоянно контролировать этапы исполнения намеченного и при необходимости корректировать цели и/или выбранные
инструменты.
В конечном итоге финансовый план дает правильный, именно для Вас, ответ на вопрос "Как грамотно распорядиться теми деньгами, которые я с таким трудом заработал? "
В Иркутске консультациями по финансовому планированию занимается банк "Открытие", а именно направление "Открытие Премиум". Финансовые дела каждого премиального клиента ведет персональный финансовый консультант, который всегда на связи и готов решать задачи клиента в удобное для него время и на любой территории. Он помогает клиенту понять его потребности, определить цели инвестирования, а затем составляет индивидуальный инвестиционный план с учетом этих целей и потребностей.
Основная задача консультанта - подобрать те инструменты инвестирования, которые с наибольшим успехом будут способствовать достижению Ваших целей. В распоряжении консультанта более 8о услуг и сервисов не только Банка, но и всей Финансовой Корпорации "Открытие". Это как традиционные банковские услуги (кредитное обслуживание, пластиковые карты, депозиты), так и инвестиционные инструменты, позволяющие приумножить капитал: доверительное управление, паевые фонды, брокерское обслуживание на российских и международных площадках, инвестиционные стратегии и многое другое.
Направление "Премиум" ориентируется на клиентов с активами от 700 тысяч рублей, но специалисты Банка также окажут профессиональные финансовые консультации клиентам, обладающим и меньшими суммами. Если у Вас есть желание осознанно управлять своими финансами, если имеется начальный капитал и стремление его наращивать, "Открытие" всегда готов помочь Вам в этом.
Тел.: +7 (3952)28з-537, 8-8оо-555575О
Генеральная лицензия Банка России №2179 от 27.09.10. На правах рекламы
Сергей Туровцев, управляющий архитектурно-дизайнерской фирмы «Центр дизайна»:
– Тема эффективного управления личными финансами меня всегда привлекала. Еще когда я работал простым менеджером по рекламе, и доходы мои были не так уж велики. Вернее так – чем меньше были мои доходы, тем сильнее мне хотелось управлять ими как можно эффективнее.
Для этого я много чего перепробовал. Начинал – как, вероятно, многие – с обычной таблицы в Excel, куда записывал все доходы и расходы семейного бюджета. Где-то полгода мы с женой калькулировали эти денежные потоки и думали над тем, как сократить статьи расходов, чтобы откладывать некий неприкосновенный запас. Куда пойдет этот мифический «н/з» мы не знали, в наших планах он фигурировал под расплывчатым словом – инвестиции. Что это будут за инвестиции и какую доходность они нам обеспечат – мы представляли слабо.
По случаю сходил на семинар одного заезжего финансового консультанта. Больше половины услышанного я не понял, но осознал одну важную вещь – пока мы не будем четко знать, для чего нам этот неприкосновенный денежный запас, собрать его не получится. Чистая психология.
С этим знанием пришел к жене, и мы стали совместно решать – для чего же нам нужна эта денежная «подушка». В итоге определили для себя, что мы не хотим сколотить капитал для запуска своего дела и не рассчитываем, что с помощью даже самого эффективного управления нам удастся собрать столько, чтобы в скором времени можно было не работать вовсе. Зато мы точно не хотели с выходом на пенсию терять тот уровень комфорта, который был у нас на данный момент: путешествие за границу раз в год, поход в ресторан два-три раза в месяц и другие нечастные развлечения – боулинг или поход в кино. Также мы подсчитали, сколько тратим на одежду и другие бытовые мелочи.
В итоге вышло, что на двоих нам необходимо 50 тысяч рублей в месяц – с учетом того, что наш десятилетний сын к моменту выхода моей жены на пенсию (моя очередь наступает двумя годами позже) уже вырастет и обеспечивать себя будет сам, а ипотечный кредит мы уже пять лет, как погасим (если платить по графику, без досрочных погашений).
Забавно, но, представив такую комфортную старость, мы довольно быстро смогли отказаться от некоторых своих расходов, а часть – оптимизировать. К примеру, мы с сыном перешли в другой спортклуб, разница была в расстоянии в 1 километр до нашего дома и в лишних 4 тысячах рублей в месяц. Кроме этого, мы стали закупать продукты сразу на месяц вперед, и в связи с этим решили ездить на рынок с более дешевыми, но аналогичными по качеству продуктами. Как-то сравнили – сумма продуктовых трат в итоге уменьшилась на 5-7 тысяч рублей в месяц (и время, которое мы тратим на покупки, кстати, тоже).
Даже мелочей наши экономные нововведения коснулись: например, мы сократили энергопотребление в доме – когда уходим, стали выключать компьютер (раньше он у нас все время работал) и свет в гостиной (до этого он там всегда был включен, чтобы собаке было не так тоскливо). Казалось бы, пустяк, а минус 400 рублей в месячный счет за электроэнергию приносит. Таким нехитрым образом мы «сколотили на н/з» ровно 20 тысяч рублей в месяц.
Когда я «дорос» до должности управляющего, эта сумма увеличилась до 50 тысяч рублей в месяц. Но потом у нас родилась дочь, и мы снизили ежемесячный взнос «в будущее» до 30 тысяч рублей. По нашим расчетам, и этого было вполне достаточно.
Другое дело, что не всегда получалось точно соблюдать этот график. Например, смену комплекта резины на авто ты закладываешь раз в четыре года, а она, зараза, выходит из строя через два. И тому подобное – внезапные болезни, проблемы у родственников или друзей. Тем не менее, 250 тысяч рублей в год нам всегда удавалось отложить. Меньше никогда не было. А максимальный показатель как-то составил 480 тысяч рублей в год.
Кстати, очень удобными оказались специальные приложения для компьютера по контролю за семейными финансами. Мне особенно нравится Family PRO. Жена по-прежнему пользуется и довольна приложением X-Cash «Семейный бюджет». Family мне нравится тем, что она «заточена» не только под семейные финансы – ею можно пользоваться и для контроля бизнес-денег. А еще она удобно совмещает денежные потоки, которые «текут» из различных по принципу доходности «устий» – вклады (рублевые и валютные), ПИФы, счета на ММВБ и РТС, арендные платежи от инвестиционной квартиры.
С виду все очень удачно складывается. По сравнению с тем, как мы начинали – успех, вроде бы, на лицо. Но при этом я хорошо понимаю, что некоторые сделки (к примеру, покупка той же инвестиционной квартиры) были совершены не вовремя. Можно было удачнее. И если бы я «подержал» в свое время эти деньги на фондовом рынке еще полгода – купил бы не однокомнатную квартиру, а «двушку».
От добра добра не ищут, уговаривает моя опытная и «битая жизнью» мама, но мы с женой все же попробовали найти лучшее решение. В итоге пять лет назад часть денег я «отнес» в доверительное управление (ДУ) и остался очень доволен: в кризисный 2008 год эти вложения принесли 15% годовых, в то время как почти все остальные денежные потоки (кроме инвестиционной квартиры) оказались «в минусе». С другой стороны, вполне благополучный 2011 год не принес в ДУ сверхприбылей (таких, как акции) – «всего» плюс 26% по итогам года.
В общем, для себя я решил: когда на руках крупная сумма – от нескольких десятков миллионов рублей – рисковать на бирже я не готов, а вот в ДУ, пожалуй, размещу. Тем не менее, часть (меньшая) денег у меня всегда будет крутиться в активных потоках – ценные бумаги, валюта. Теперь эта «активная» часть сбережений уже настолько выросла, что я подумываю «замахнуться» и на собственное дело.