Еще в 2007 году Сергей, перечисляя свои многочисленные занятия -- запуск первой в Иркутске сети маршрутных такси, торговля металлопрокатом, бизнес туроператора и коневодство в имении "Заречное" -- зарекался от нового старт-апа. "Но от себя не уйдешь -- я предприниматель и постоянно должен что-то предпринимать", -- смеется Перевозников.
Шутки шутками, а доходы текущих проектов, "завязанных" на туристической нише, жестко лимитированы, и, по твердому убеждению бизнесмена, нет оснований рассчитывать на их рост. "Если, конечно, не считать возможности оттяпать у 'соседа' по турбизнесу кусок клиентского пирога, -- уточняет Перевозников. -- С окончательным закрытием планов по созданию в Иркутской области особой экономической зоны рекреационного типа можно хоронить последние надежды на рост регионального туристического рынка, убежден предприниматель. "Год от года крупнейшим игрокам и так приходится серьезно вкладываться в раскрутку туристической привлекательности области, -- замечает Сергей. -- Несмотря на это, им не удается удержать прежних границ -- постепенно рынок 'схлопывается'. Вот еще одна причина, по которой я ищу новые площадки для применения предпринимательских талантов".
Основу нынешней производственной базы -- гостиницу Леспромхоза в поселке Бугульдейка (Ольхонский район) -- Перевозчиков купил еще в конце 90-х за 0,5 млн руб. Три года спустя в имении появились первые лошади: в начале лета 2002 года Перевозников купил двух лошадей и арендовал на три летних месяца еще семь. "Есть известная байка, которую любят журналисты, о том, как я ловко просчитал, что куплю лошадей на летний сезон, а осенью пущу их на мясо. Очень выгодно получится, -- шутит Перевозников. -- На самом деле, если и проскальзывали такие мысли, то -- до покупки первых лошадей".
Сейчас в имении Перевозникова около ста собственных лошадей, прогулки на которых плюс отдых на турбазе приносят бизнесмену около 1,5 млн руб чистой прибыли в сезон. "Несмотря на высокую доходность (200%), этот бизнес скорее для души, -- делится предприниматель. -- Объемы вряд ли будут расти. Поэтому мы переформатировали наши предложения в премиум-сегмент: повысили качество услуг, комфорт проживания. В итоге конные туры стали дороже, наша чистая прибыль -- выше".
Со временем заниматься только туристическим бизнесом стало скучно, признается Перевозников. "Да и детям хочется в наследство оставить более доходное дело, -- говорит предприниматель. -- К табуну так и напрашивалась покупка стада коров. Я накидал примерный бизнес-план и пришел к выводу, что сельское хозяйство может быть вполне прибыльным делом. И, бесспорно, интересным".
Сейчас на подворье Перевозникова более 50 голов крупного рогатого скота, свиньи, куры. Инвестиции, по его словам, окупаются с чистой прибылью в 100%. "После вложений в покупку живности основной целью стало расширение ассортимента интернет-базара, -- рассказывает Перевозников. -- Никто не поедет в магазин только за мясом, каким бы натуральным оно ни было. Я попробовал объединить усилия с другими ольхонскими фермерами и предложить еще и овощи, рыбу. Мясо, мясные полуфабрикаты и молочная продукция у меня -- свои".
Цены на эко-базаре Перевозникова выше среднерыночных: филе говядины -- 380 руб/кг, домашние пельмени -- 168 руб/кг. "Но мы и рассчитываем на тех покупателей, кому гарантия качества продукции важнее, -- объясняет Перевозчиков. -- И таких не мало. К тому же у нас можно найти довольно редкие товары: пельмени и котлеты из омуля или, например, диетическое мясо кролика".
Продавать свой натурпродукт Перевозников решил через интернет-магазин. "Розничные сети -- дело, может быть, и более прибыльное, но они требуют серьезных вложений, а мне пока с текущими кредитами надо разобраться. Создание сайта же обошлось всего в 50 тыс руб, -- признается Сергей. -- Кроме того, розничная сеть -- это уже дело коммерсанта, торговца. Я в себе этого призвания не чувствую -- я предприниматель".
Доставку продукции в Иркутск и его окрестности фермер делает пару раз в неделю, но предупреждает, что охлажденное, немороженное мясо так часто привозить не может: сроки хранения его невысоки, поэтому заказ какое-то время "собирается". Еще одна особенность крестьянского магазина -- "кусков ровно на 1 или 3 кг не существует", при окончательном расчете цена может немного меняться в большую или меньшую сторону.
Основной опасностью в фермерском деле Перевозников считает природные катаклизмы и возможные болезни домашней живности. "Пару лет назад -- может быть, помните -- была очень суровая зима с ранними и обильными снегопадами. Глубокий снег, наст и морозы стали причиной гибели более 700 ольхонских коров, в моем стаде погибло 17: пастухи погнали скот с пастбищ, и коровы перерезали о наст ноги, -- вспоминает фермер. -- Сейчас-то очевидно, что нужно было не гнать скот, а перевозить на тракторах, бульдозерах, любом вездеходном транспорте. Вылилось бы в стоимость трех коров, а не 17".
Мария Фаизова, газета "Дело"