В этом году отмечается 111 лет Иркутской областной типографии №1. Столь почтенным возрастом может похвастать далеко не каждая иркутская компания, а цифра «1», ставшая символом типографии, трижды повторяется в дате. Учитывая это, мы продолжаем изучение истории предприятия.
Продолжение. Начало в № 4 (31).
Поражение в русско-японской войне тяжело сказалось на экономике Иркутска. Размещение раненых в городе, спад производства, дороговизна, снижение покупательской способности населения – все это отразилось на жизненном уровне иркутян, в том числе и работников типографии. Иркутск не стал сибирским революционным центром и избежал участи многих сибирских городов, где революционные выступления были жестко подавлены карательными экспедициями. Стачечное движение, которое нередко начиналось именно в типографиях, где коллективы отличались грамотностью и сплоченностью, охватило и Иркутскую губернию. В 1905 году работники типографии В. М. Посохина потребовали и добились восьмичасового рабочего дня, увеличения заработной платы, недельного отдыха в летнее время. Но эти волнения были всего лишь первыми предвестниками грядущего переворота.
В январе 1917 года в Иркутске было распространено воззвание с требованием прекращения мировой империалистической войны и свержения самодержавия. Случившийся переворот напрямую отразился и на типографии имени В. М. Посохина. В конце 1919 года дело Макушина и Посохина было объявлено общенародной собственностью. Владимир Михайлович Посохин уехал в Харбин еще до Октябрьской революции и больше не вернулся в Россию. Петр Иванович Макушин скрывался от репрессий большевиков в Иркутске. Архивные документы рассказывают, что в мае 1920 года в библиотеке-читальне «Советский уголок», где он работал библиотекарем, Петр Иванович был арестован сотрудниками иркутского ЧК и провел трое суток в заключении «по недоразумению», а умер в 1924 году на своей родине в Томске.
С января 1920 года начался новый период в истории типографии. В первые годы советской власти из-за общей разрухи в стране, малой потребности в полиграфических изделиях количество рабочих пришлось значительно сократить. Единственными заказами типографии оставались газета «Власть труда» и бланочная продукция, изредка выпускались брошюры, изготавливались беловые товары.
Только 10 лет спустя типография потихоньку начала возвращаться к прежним объемам производства. Благодаря проводимому в те годы повышению общей культуры населения, борьбе с неграмотностью в стране резко увеличивалось количество учащихся. Одновременно возросли и потребности в учебниках, книгах, а газеты стали необходимостью не только в городе, но и на селе. Во всех этих грандиозных делах важную роль играла печать. На типографию легла большая нагрузка по выполнению заказов вузов, книжного издательства и «Союзучетиздата». Подобного предприятия, имевшего подходящие технические возможности для этого, в городе больше не было.
В то же время формировался и большой объем книжных заказов. В 1931 году по постановлению Восточно-Сибирского крайкома партии в городе было создано Иркутское краевое государственное издательство, которое разместилось в здании типографии на третьем этаже и работало здесь около двадцати лет. А сама типография вошла в состав треста «Полиграфкнига» ОГИЗа (ОГИЗ – Объединение государственных книжно-журнальных издательств), находившегося в Москве, и получила название «Типография ОГИЗа треста «Полиграфкнига» со специализацией по выпуску книжной продукции для вновь организованного книжного издательства. Она начала выпускать книги и брошюры различной тематики крупными тиражами.
Выпуск книжной продукции ежегодно увеличивался. Это, разумеется, требовало соответствующего обновления технической базы предприятия. «Вплоть до 1940-х годов ежегодно в типографии вводилось в строй новейшее оборудование, проводилось обучение работников, – рассказывает директор Иркутской областной типографии №1 Вячеслав Правенький. – В 1932–1933 годах был построен литографский цех красочной печати, где установили четыре литографские машины. До 90% красочной продукции приходилось на выпуск этикеток для чаепрессовочной фабрики, винзавода и других предприятий, грамот, плакатов, обложек для книг и брошюр». В 1933 году был организован цех фотоцинкографии, решивший вопрос об обеспечении всех книжных работ штриховыми и растровыми клише. В 1936 году была установлена первая фальцевальная машина, высвободившая около двух десятков ручных фальцовщиков переплётного цеха. Вместо наборных машин «Типограф» были установлены машины «Линотип», внедрение которых было, по сути, революцией в наборном деле. Все книжные издания, а также таблицы и часть бланочных работ стали набираться на машинах. Текстовое отделение, где книги набирались вручную, было ликвидировано.
В это время фактическая потребность в услугах типографии стала в разы превышать возможности предприятия. Возник вопрос о реконструкции типографии и надстройке здания. Были уже начаты работы по проектированию, однако завершить их не успели – началась Великая Отечественная война... Но об этом – в следующем номере.
Анна Смирнова
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Вячеслав Правенький, директор Иркутской областной типографии №1:
«Вплоть до 1940-х годов ежегодно в типографии вводилось в строй новейшее оборудование, проводилось обучение работников. В 1932–1933 годах был построен литографский цех красочной печати, где установили четыре литографские машины. До 90% красочной продукции приходилось на выпуск этикеток для чаепрессовочной фабрики, винзавода и других предприятий, грамот, плакатов, обложек для книг и брошюр».