Семилетняя девочка, вереща от восторга, гладит маленькую пони, мальчишки с хохотом наблюдают за огромным, неповоротливым яком Тошей… В иркутском детском контактном зоопарке – очередная экскурсия. «Душа радуется, когда видишь, как дети общаются с животными, находят с ними общий язык», – говорит создатель зоопарка Иван Сизых. Как историку пришла в голову мысль открыть свое дело? Почему он предпочел социальное предпринимательство торговле? На чем сегодня может зарабатывать зоопарк? И за счет чего удается сокращать издержки?
На стыке бизнеса и благотворительности
По своему первому образованию Иван Сизых – историк. За несколько лет он успел поработать и в банке, и в разных коммерческих фирмах. Но у него всегда было желание сделать что-то важное для города. Таким полезным делом стал контактный зоопарк – начинание весьма актуальное, ведь современные дети зачастую проводят с айпадами больше времени, чем в общении с живой природой.
«Идея пришла во время очередной командировки, – рассказывает Иван. – Увидел, что в каждом городе – в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске – есть такие контактные зоопарки, где дети учатся дружить с животными, общаться с ними. Ребятишки в восторге, мамы тоже. Я и подумал: а чем Иркутск хуже?».
Однако от идеи до ее воплощения социальному предпринимателю пришлось пройти долгий и тернистый путь. Своих денег у бизнесмена было немного – порядка 100 тысяч рублей, нужно было найти дополнительное финансирование – хотя бы полмиллиона. Кредитоваться в банке Иван не захотел: проценты были слишком высокие, риски – тоже. Тогда он подал заявку в московский фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который предоставляет беспроцентные целевые займы социальным предпринимателям.
«Они поддерживают реализацию региональных проектов на стыке бизнеса и благотворительности – в которых есть социальная составляющая и которые приносят небольшой доход. Я прошел конкурс и получил 550 тысяч – в течение двух лет должен вернуть эти деньги Фонду», – поясняет наш собеседник.
Параллельно с вопросом финансирования Иван решал и другие, не менее важные: где разместится зоопарк и кто в нем будет жить? Место социальный предприниматель присмотрел давно – Ботанический сад ИГУ. Руководство, к счастью, пошло навстречу и выделило участок площадью 30 соток.
«И им хорошо, что у них на территории такая площадка появилась, – и нам. Удобно, что находимся в черте города – можно и на машине добраться, и на общественном транспорте. Есть сети: вода, электричество, отопление», – перечисляет преимущества Сизых.
С животными проблем тоже не возникло. Лишь немногих пришлось покупать. Иркутские фермеры, узнав о том, что открывается контактный зоопарк, с радостью подарили своих питомцев – коз, овец, кур, индюков… «Так и собрали, – смеется Иван, – с миру по нитке».
«Сарафанное радио» работает на 100%
«Полученный в фонде заем пошел на приобретение стройматериалов, инструментов, покупку животных и кормов», – рассказывает Иван. Скромное финансирование не позволяло нанять бригаду профессиональных рабочих, поэтому строили зоопарк «всем миром»: помогали волонтеры, студенты, сотрудники Ботанического сада. Нужно было расчистить участок, пересадить кустарники, построить вольеры для животных, оборудовать смотровую площадку.
Работали быстро и слаженно, чтобы 8 июня 2013 года открыть двери зоопарка для маленьких посетителей. К этому событию готовились тщательно – приготовили праздник, рассказали о себе в социальных сетях.
«Не ожидали, что придет так много народу, – рассказывает Иван. – А потом заработало ‘сарафанное радио’. Одной маме понравилось – она позвонила пяти подружкам – те пришли с детьми, убедились, позвонили своим подружкам – и так далее. Срабатывает лучше, чем любая реклама, проверено!».
Эффективно, по словам руководителя зоопарка, работает и сотрудничество с новостными агентствами, телеканалами. Родился кто-то в зоопарке – Иван обязательно звонит и рассказывает об этом. Если инфоповод кажется журналистам интересным, они приезжают и снимают сюжеты, пишут новости.
«Почемучки»
Со временем дела пошли лучше, Иван смог расширить штат (теперь в него входят ветеринар, экскурсовод, рабочий) и увеличить число питомцев.
Сегодня в зоопарке не один десяток видов животных и птиц: альпийские козлята, вислобрюхие свиньи, кролики разных размеров и пород, хорьки, опоссумы, шиншиллы, пони, курицы, индюки, фазаны, утята, гусята… Всего – порядка 200 «жильцов». Животные живут в специальных вольерах, для водоплавающих построен небольшой пруд. В ближайшее время дружная семья зоопарка пополнится осликом и другими домашними животными.
«Дикие звери – это не наш формат. Главная наша изюминка – это возможность ребенка контактировать с животным, гладить его, кормить. Попробуй-ка покормить тигра!», – смеется наш собеседник.
Основная аудитория зоопарка – конечно, дети. Маленьких «почемучек» приводят сюда родители, привозят воспитатели детских садов, школьные учителя. Во время экскурсии животных можно гладить, кормить. А экскурсовод всегда ответит на все бесконечные детские «Почему? Зачем? Как?».
Входной билет в зоопарк стоит 100 рублей для ребенка и 150 – для взрослого. «Сделал бы цену больше – отпугнул бы людей: платежеспособность населения не так велика, как в европейских городах. Меньше – проект бы не реализовался», – объясняет ценовую политику Сизых.
Дополнительный доход
Ежемесячные расходы зоопарка сегодня составляют порядка 300 тысяч рублей. Это зарплата сотрудников, корма, строительные материалы, накладные расходы, коммунальные платежи. 25-30 тысяч ежемесячно перечисляются в счет погашения займа.
«Кроме того, всегда хочется делать что-то новое, расширяться, развиваться. Деревянные скульптуры поставить, беседки, лавочки – это тоже требует денег», – говорит Иван.
Несколько сокращать издержки помогает система опекунства: когда человек или организация берут «шефство» над каким-нибудь животным, перечисляют деньги на его кормление и содержание. Такой позитивный опыт уже есть.
А вот для дополнительных доходов зоопарку нужна сопутствующая инфраструктура, убежден социальный предприниматель. Например, пони-клуб – в нем детишек будут учить кататься верхом на пони. Рассматривает Иван и другие варианты: размещение на территории зоопарка детского кафе или ветеринарной клиники.
По расчетам предпринимателя, через два года зоопарк должен полностью «отбить» стартовые вложения и начать приносить стабильную прибыль.
Идти до конца
«У меня есть много знакомых, которые зарабатывают большие деньги в разных сферах. Но мне всегда хотелось что-то созидать, не просто перепродавать товары. Поэтому я и выбрал социальное предпринимательство», – говорит Иван.
Начинающим бизнесменам он советует не сдаваться и идти до конца, какой бы несбыточной ни казалась идея. Если она правильная и добрая – вся Вселенная тебе поможет. Нужно лишь не опускать руки, не бояться бюрократии и искать единомышленников – инвесторов, спонсоров, благотворителей, волонтеров.
Анна Масленникова,
Газета Дело