Индивидуальный предприниматель Сергей в преддверии новогодних праздников получил партию товара, которая, как он знал по опыту прошлых лет, будет распродана в его торговых точках буквально за пару недель. Подрядчик настаивал на своевременной оплате, однако нужной суммы у Сергея не оказалось. Время поджимало, и бизнесмен решил, что лучшим выходом из сложившейся ситуации станет займ в микрофинансовой организации (МФО)…
Газета Дело решила выяснить, почему малый бизнес обращается в МФО за займами, которые обходятся намного дороже банковских кредитов, и насколько сильна конкуренция за клиента между банками и МФО.
Банки vs МФО: 5 отличий
Взять микрозайм в МФО или прокредитоваться в банке? Оба варианта имеют право на жизнь и оба могут быть полезны бизнесмену в разных ситуациях и обстоятельствах. При выборе нужно лишь учесть некоторые важные отличия.
Наш герой Сергей, обратившийся за займом в МФО, объяснил свой выбор просто: время поджимало. На сбор пакета документов для получения кредита в банке, в котором открыт расчетный счет ИП, потребовалось бы минимум 1-2 дня, на принятие решения по кредиту – еще несколько дней. И банк ведь вполне мог отказать. А у Сергея был лишь один день на решение вопроса. Обратившись в МФО, предприниматель уже через пятнадцать минут держал в руках нужную сумму, в тот же день смог расплатиться с подрядчиком, а уже через пару недель подсчитывал прибыль от проданного товара.
«В МФО выдают займы без залога и поручительства. Срок одобрения – 15 минут. Чтобы получить микрозайм на 15-20 дней, нужно иметь при себе лишь паспорт. Эти условия и привлекают как физлиц, так и представителей микробизнеса, индивидуальных предпринимателей», – комментирует Роман Кравченко, начальник иркутского регионального управления компании «Отличные наличные».
«Для успешного бизнеса, которому деньги на выгодную партию товара нужны уже завтра, и время не терпит, МФО станет хорошим решением», – считает Денис Неретин, генеральный директор ОАО «Финотдел».
Многим представителям малого бизнеса бывает сложно получить кредит в банке из-за недоверия к отчетности, небольшого оборота бизнеса. Если же бизнесу нет и года, то вероятность получения кредита снижается еще больше. МФО же даже таким, на первый взгляд, неуверенно стоящим на ногах клиентам идет навстречу.
«Предполагаю, что региональные бизнесмены выбирают микрофинансовые организации тогда, когда у них нет возможности получить заем в нужном размере и в нужные сроки в связи с принятыми в банках более сложными процедурами и требованиями к заемщикам. Бизнесмены, получившие отказ в банках, будут обращаться в микрофинансовые организации», – делится своим мнением Андрей Почеснев, директор регионального центра «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк».
«Начинающий бизнесмен, не имеющий кредитной истории и активов, достаточных для залогового обеспечения, имеет гораздо больше шансов на получение средств в МФО, чем в банке», – считает Денис Неретин.
МФО предъявляют к потенциальным клиентам менее строгие требования по пакету документов по сравнению с банками. Зачастую для получения займа в МФО индивидуальному предпринимателю необходимо при себе иметь только паспорт и свидетельство о регистрации ИП.
«Пакет документов, которые требуются для рассмотрения заявки на микрозайм, включает паспорт, свидетельство ЕГРН и ИНН. Для проверки благонадежности заемщика мы сотрудничаем с бюро кредитных историй, пользуемся различными базами данных. При необходимости менеджер компании выезжает по месту клиентского бизнеса, где может наглядно оценить его функционирование», – рассказывает Денис Неретин.
В банки предприниматели чаще всего обращаются за крупными кредитами, в МФО – если сумма варьируется от пары десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Например, среднерыночный размер предпринимательского микрозайма в МФО «Финотдел» составляет 300 тысяч рублей.
«В ситуации, когда даже вполне стабильному бизнесмену требуется получить средства в размере нескольких сотен тысяч рублей, зачастую ему удобнее обратиться в МФО, так как банки нацелены на работу с крупными клиентами», – поясняет Денис Неретин.
Микрофинансовые организации, стремясь оправдать риски, выставляют и немалые ставки по займам: они выше, чем в банках и сильно отличаются в разных организациях. Так, по словам Дениса Неретина, «в 2013 году стоимость микрозайма в МФО ’Финотдел’ составляла от 25% годовых и выше». Роман Кравченко приводит другие цифры – 1,5-2% в день. Денис Неретин объясняет столь существенную разницу в процентах специализацией МФО: те МФО, которые работают с физическими лицами, выдают короткие займы по более высоким ставкам, а в МФО, кредитующих юридических лиц, ставки приближены к банковским.
Высокие ставки, разумеется, влияют и на сроки погашения займа в МФО. Как правило, его берут на короткие сроки – от двух дней до двух недель. Погашение же кредита в банке может тянуться годами.
МФО: «портрет» клиента
Как отмечают представители микрофинансового рынка, обычно к ним обращаются две категории предпринимателей. Первую составляют те, кто вполне соответствуют банковским требованиям, но нуждаются в очень быстром предоставлении средств (наш герой Сергей как раз относится к этой группе). Вторую – те, кто по какой-то причине не могут получить кредит в банке. Это, однако, совсем не означает, что МФО готовы финансировать всех без оглядки. В «Финотдел», например, можно обратиться, если бизнес отработал хотя бы три месяца и доказал свою платежеспособность.
«По нашим оценкам, половина компаний, которые подают нам заявки, работают больше трех лет, а средний ‘возраст’ бизнеса составляет 5 лет. Поэтому совсем не обязательно заемщики, которые приходят в МФО, имеют низкую платежеспособность – их просто сложнее оценить. Банки представляют собой огромные многоуровневые системы и работают по строгим стандартам, тогда как МФО имеют возможность более гибко работать с каждым заемщиком».
Что касается отраслевой структуры, то клиентура вполне соответствует банковской. Лидируют предприятия торговли, которые составляют 60% заемщиков. 26% приходится на бизнес в сфере услуг, еще 8% – на промышленность, по 3% – на сельскохозяйственную и строительную отрасли. Денис Неретин отмечает, что «96% клиентов – индивидуальные предприниматели со средним оборотом в 1,5 млн рублей».
Роман Кравченко подтверждает слова коллеги: «В основном микрозаймы берут бизнесмены, занимающиеся торговлей или услугами – компании, которые занимаются ремонтом, например. Те, кому могут срочно, внезапно понадобиться оборотные средства, которые можно быстро обернуть, купив материалы, товары и получив выручку, и вернуть займ».
Разные ниши и «переток» клиентов
Вопреки расхожему мнению, микрофинансовые организации и банки в большинстве случаев конкурентами не являются. Зачем делить клиента, если в разных ситуациях он сделает свой выбор по-разному? Нужны длинные деньги под сравнительно невысокий процент – отправится в банк, надо срочно купить товар – зайдет в МФО и быстро получит нужную сумму.
«В банк идут за длительными кредитными линиями, в МФО обращаются за разовыми кредитами: потребовались деньги – пришел и взял. В банк за небольшими суммами не ходят. Поэтому мы с банками в этом случае не конкуренты. У нас своя ниша – быстрые, краткосрочные, небольшие кредиты, которые банкам неинтересны и невыгодны», – говорит Роман Кравченко.
«Микрофинансовые организации и банки работают с разными клиентскими сегментами, – соглашается Андрей Почеснев. – Не могу отвечать за весь банковский сектор региона, но Райффайзенбанк работает в другой нише».
Денис Неретин тоже считает, что у каждого – свое поле деятельности. Однако, по его мнению, сегодня, когда банки вынуждены еще больше ужесточать требования к заемщикам, можно наблюдать переток клиентов в микрофинансовые организации. «Ужесточение контроля в банковском кредитовании при одновременном упорядочивании рынка микрозаймов способствует росту объема выдаваемых займов, – убежден он. – В результате микрофинансовый рынок в последние годы растет быстрее банковского кредитования, что отчасти объясняется перетоком банковских клиентов в МФО. В нашей компании еще в конце 2013 года было отмечено значительное повышение спроса – количество обращений предпринимателей за займами за 4 квартал 2013 года выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года».
Иван Рудых,
Газета Дело