Иркутский программист-фрилансер Александр долгое время работал на дому, но структурировать работу ему удавалось с трудом. Молодой человек решил «инсценировать» в собственной квартире офис. Он просыпался рано утром, собирался, выходил из дома и проезжал одну остановку на автобусе. Затем возвращался в квартиру и садился за стол, а после рабочего дня проделывал обратный путь «домой».
Проблему Александра мог решить коворкинг, став рабочим пространством для программиста. Именно такое пространство решили организовать молодые предприниматели, владельцы компании «Медведев Маркетинг». О том, возможно ли заработать на аренде рабочего места и какие перспективы у этого формата в Иркутске, Газете Дело рассказала руководитель коворкинга «Рабочее место» Юлия Яковлева.
Неподходящий момент
Идея открытия коворкинга в Иркутске пришла создателям «Рабочего места» еще в 2012 году, но тогда до реализации дело не дошло. К открытию подтолкнула сама жизнь. Все началось с «оптимизации бизнес-процессов»: в офисе площадью в 100 кв.м в центральной части города, на улице Партизанской, с компанией «Медведев Маркетинг» соседствовало подразделение московской компании из десяти человек. «Спустя год почти все сотрудники этой компании разъехались, их подразделение сократилось. К тому времени и мы уменьшили штат, – вспоминает Юлия Яковлева. – Половина офиса простаивала». Затраты на аренду и содержание большого помещения легли «на плечи» «Медведев Маркетинг». «Нам нужно было компенсировать эти затраты, тогда мы решили реализовать свою давнюю идею», – говорит руководитель «Рабочего места». Открытие коворкинга состоялось 6 декабря 2013 года.
Помещение и необходимое оборудование уже были, существенных затрат на старте компания не понесла. Но, если бы пришлось начинать бизнес «с нуля», подсчитывает Яковлева, он обошелся бы молодым предпринимателям не меньше чем в 600 тыс. рублей: «300-500 тыс. рублей – на покупку мебели и техники, 100 тыс. рублей – на аренду и обслуживание помещения и, наконец, 150-200 тыс. рублей – на ремонт».
Момент для открытия создатели «Рабочего места», как признается Юлия, выбрали неподходящий – в предновогоднее время мало кто задумывается о том, где ему организовать рабочее пространство. Поэтому первые клиенты у коворкинга появились только в конце января 2014 года. «Сначала пришел наш друг и коллега, который привел с собой трех своих сотрудников, – рассказывает Яковлева. – Следующий коворкер появился спустя несколько месяцев – фотограф. А не так давно к нашей команде присоединились два программиста». Таким образом, свободными остались 3 из 10 рабочих мест.
«Мы с самого начала хотели видеть в своем коворкинге единомышленников», – говорит Юлия. Так и получилось. Основная масса коворкеров, которые сотрудничают с «Рабочим местом», – специалисты интернет-сферы. Причина тому – «сарафанное радио»: «Мы никогда не продвигали эту услугу целенаправленно, а только при помощи друзей и знакомых, т.е. внутри довольно узкой сферы деятельности».
И в 6 вечера, и в 6 утра
По договору субаренды, который заключается с каждым коворкером, оплата за рабочее место производится помесячно. «Но у нас есть такие, кому удобнее платить по неделям, – говорит Юлия. – И мы идем им навстречу».
Цены в «Рабочем месте» варьируются от 4 до 8 тысяч рублей в месяц. За 4 тысячи коворкер получит закрепленное рабочее место без компьютера, доступ к интернету, принтеру и сканеру по wi-fi, а также возможность пользоваться вело- и автопарковкой, библиотекой с профессиональной литературой, PlayStation; за 6 тыс. рублей – закрепленное рабочее место с компьютером, принтером, сканером и возможностью пользоваться переговорной комнатой один час в неделю; за 8 тыс. рублей – все перечисленное и дополнительные скидки на мероприятия коворкинга, консультации различных специалистов.
«Чтобы рассчитать оптимальную цену, мы оттолкнулись от себестоимости: в наш офис свободно поместятся 25-30 человек, на каждого из них в месяц мы тратим около 3-4 тысяч рублей. Кроме того, мы учли амортизацию компьютеров и расходы на их содержание и ремонт», – говорит Яковлева.
Режим работы сотрудники коворкинга не ограничивали конкретными часами: «Начинается наш рабочий день в 10 утра. А вот закончиться он может и в шесть часов вечера того же дня, и в шесть часов утра следующего», – смеется Юлия. Руководитель «Рабочего места» готова пойти навстречу клиентам, когда у них возникает необходимость работать ночью, поэтому иногда в офисе проходят так называемые «Ночные марафоны» – работа всю ночь.
«Потребность в рабочем пространстве есть»
На содержание «Рабочего места» в месяц уходит более 100 тысяч рублей: «В эту цифру входит плата за аренду помещения, хозяйственные расходы, техническая поддержка, канцелярия и еда».
В планах у создателей «Рабочего места» основательно взяться за работу над коворкингом и расшириться.
Чтобы продажа коворкинг-пространства стала самостоятельным бизнесом, по мнению Юлии Яковлевой, нужно делать его специализированным, больше вкладывать сил и средств в его продвижение и проводить мероприятия, которые были бы интересны коворкерам.
«Сегодня потребность в рабочем пространстве однозначно есть у работников интернет-сферы. Чуть меньше – у менеджеров по продажам, дизайнеров и журналистов, – говорит Юлия. – Мы мечтаем, что соседнее помещение, такое же по площади, как у нас, освободится, и мы сможем его арендовать под нужды коворкинга – создание площадки для проведения мероприятий и встреч с коллегами и потенциальными клиентами».
Эксперт рынка недвижимости, генеральный директор АН «Новация» Илона Толстоухова, более 10 лет специализирующаяся на рынке коммерческой недвижимости, рассказала Газете Дело, каковы перспективы у формата «коворкинг» в Иркутске.
У коворкинга в Иркутске большой потенциал, для развития этого формата необходимо время, однако уже сейчас о коворкинге можно говорить как о самостоятельном сегменте на рынке коммерческой недвижимости. Скорее всего, коворкинг привлечет внимание не только местных фрилансеров, но и тех, кто приезжает в Иркутск в командировку и имеет потребность в правильно организованном рабочем пространстве. Выгоднее всего коворкинг располагать в центральной части города, где есть удобная транспортная развязка, обязательно наличие рядом кафе, гостиниц, бизнес- и торговых центров. У нас этим параметрам соответствует улица Карла Маркса, где мы сейчас и открываем новый коворкинг.
Кристина Дунина,
Газета Дело