Кризис, стагнация, спад – такими словами в последнее время характеризуют состояние российской экономики. Однако результаты работы Иркутского филиала Первой грузовой компании (ПГК) в начале 2015 года вселяют оптимизм: объем перевозок по итогам первых двух месяцев года вырос на 4%. Значит ли это, что кризис обходит промышленность региона стороной? Что сегодня активно везут по железной дороге на экспорт? На эти и другие вопросы Газете Дело ответил директор Иркутского филиала ПГК Валерий Яхимович.
«Грузовые перевозки не случайно называют индикатором экономики»
Валерий Владимирович, в стране говорят об экономическом кризисе, а Иркутский филиал ПГК за январь-февраль увеличил объем перевозок. В чем секрет?
– В первую очередь, достичь положительной динамики удалось за счет заключения долгосрочных сервисных контрактов с грузоотправителями на гарантированные объемы погрузки. Таких договоренностей мы достигли с Иркутским и Братским алюминиевыми заводами, с новым клиентом – Приаргунским производственным горно-химическим объединением и другими предприятиями региона.
Кроме того, мы увеличили перевозки лесных грузов и целлюлозы, благодаря возросшему спросу на эти товары в Средней Азии и Китае, а также планируем наращивать объемы перевозок сои, пшеницы, ячменя и комбикорма в рамках сотрудничества с клиентом в Приамурье – «Амурагроцентром».
Иными словами, компании-экспортеры выигрывают от девальвации, а сельское хозяйство – от импортозамещения. Сказываются ли негативные тенденции рынка на ваших перевозках?
– Совершенно верно, грузовые перевозки не случайно называют индикатором экономики. Например, сегодня есть направления, которые находятся в стагнации: строительство, нефтепереработка. Соответственно, мы чувствуем снижение перевозок таких грузов вследствие сокращения их производства и потребления внутри страны и за рубежом.
Перераспределение грузопотоков между внутренним и экспортными рынками наблюдаете?
– По отдельным видам грузов мы наблюдаем тенденции роста экспортных поставок. Это алюминий, лес, бумага, целлюлоза. Компании стремятся экспортировать свою продукцию по причине хорошей платежеспособности иностранных потребителей.
В частности, наблюдается увеличение потока лесных грузов к пограничным переходам на восточном направлении – Забайкальск и Наушки. Кроме того, увеличились экспортные перевозки угля: в этом году зима в Сибири была достаточно теплой, внутреннее потребление угля упало, предприятия переориентировались на экспорт.
«Обеспечим каждому грузовладельцу максимально удобный сервис»
Ваш конкурент на рынке грузовых перевозок – автотранспорт. Насколько активно малый и средний бизнес уходит с железной дороги на «колеса»?
– О массовом переходе компаний на грузовые автоперевозки речи пока нет, так как промышленные грузы фурами не повезешь. Однако железнодорожные перевозки не всегда могут похвастать оперативностью, особенно в летний период, когда на дороге идут ремонтные работы, пути и перегоны закрываются. В таких условиях мелкому и среднему бизнесу, с объемами грузов на 5-10 вагонов, бывает проще отправить груз по автомобильной магистрали. Например, лес уже начали возить в Китай автотранспортом.
Проблема для всех очевидна и, насколько мне известно, железная дорога предпринимает реальные меры, чтобы исправить ситуацию. Например, разработана система движения грузовых поездов по графику. Мы со своей стороны стараемся обеспечить для каждого грузовладельца максимально удобный сервис и адекватную стоимость услуг.
Продолжая тему конкуренции – какую долю рынка занимаете? Что предпринимаете в условиях ухудшения общей экономической ситуации для сохранения своего места на рынке?
– Филиал перевозит более 14% всех грузов на полигоне ВСЖД и ЗабЖД. Соответственно, наша задача – удерживать свою долю и искать новые возможности роста на региональном рынке железнодорожных грузоперевозок. Конкуренция продолжает усиливаться – сегодня на рынке работает более трех тысяч собственников подвижного состава, и каждый борется за своего клиента.
С учетом складывающихся рыночных условий мы делаем ставку на программу лояльности для клиентов ПГК, участие в которой дает возможность грузоотправителю влиять на стоимость своей перевозки за счет предъявления гарантированного объема отправляемой продукции.
Кроме того, благодаря программе реновации, стартовавшей в ПГК в прошлом году, мы обновили самый востребованный подвижной состав – крытые вагоны большой вместимости. То есть предлагаем нашим партнерам различные варианты и механизмы для повышения эффективности перевозок.
«Достигнем показателей не ниже уровня 2014 года. Это вполне реально»
Прогнозы – дело неблагодарное. И все-таки, чего ждете от 2015 года?
– Уверен, что достигнем результатов уровня 2014 года. Первые два месяца года показали, что это вполне реально. Надеюсь, наша промышленность и сельское хозяйство сохранят и увеличат объемы производства. Будет хорошо им – будет хорошо и нам.
Анна Масленникова,
Газета Дело