Интрига, одобрит ли Кремль проведение досрочных выборов губернатора в Иркутской области в 2015 году, или откажет в поддержке Сергею Ерощенко, разрешилась 13 мая в 20.10 по московскому времени.
На состоявшейся вчера встрече президент Владимир Путин принял, по сути, техническую отставку Сергея Ерощенко с тем, чтобы тут же назначить его исполняющим обязанности губернатора и благословить на выборы. Таким образом прогнозы некоторых местных аналитиков и надежды некоторых оппонентов Ерощенко не оправдались – в президентском доверии Сергею Владимировичу не отказано, проведение выборов не отложено, невзирая на эффектную антигубернаторскую кампанию в интернете.
Стоит обратить внимание на то, что кремлевская пресс-служба добросовестно приводит детали разговора президента с губернатором Ерощенко, который, к слову, специально для этого приехал в Сочи, где сейчас находится Владимир Путин. По сути, с сегодняшнего дня официально стартует избирательная кампания Сергея Ерощенко – событие, которое нельзя не отметить. За комментариями «Телеинформ» обратился к представителям экспертного сообщества.
По мнению председателя Общественной палаты города Иркутска, члена регионального штаба Общероссийского народного фронта Сергея Шишкина, то, что Кремль одобрит поход Сергея Ерощенко на выборы, было ожидаемо. При этом, безусловно, открытым остается вопрос о том, кто станет конкурентом губернатора в этой выборной кампании:
- Очевидно, что в связи со стартом кампании в иркутской политике изменяется стратегия действий оппонентов Сергея Ерощенко - утрачивает актуальность один инструментарий (активная информационная атака собственно против губернатора), и выходит на первый план другой – теперь это поддержка соперников Сергея Ерощенко на выборах. И законы жанра тут разные. Одно дело – кампания, влияющая на принятие или не принятие Кремлем решения о выборах, и совсем другое - действия в рамках избирательной кампании.
По моему опыту, избранному, а не просто назначенному сверху губернатору работать проще - у него больше пространства для принятия решений, он увереннее себя чувствует, с одной стороны имея за плечами поддержку избирателей, с другой - заручившись президентским одобрением. Смычка этих двух факторов позволяет губернатору более уверенно, в том числе и психологически, чувствовать себя и в диалоге с олигархатом, с федеральными министерствами и т.д.
Хотел бы обратить внимание еще на такой момент: со стороны некоторых наших оппозиционеров уже прозвучала критика того, что выборы в Иркутской области, таки, состоятся – мол, это слишком затратно для областного бюджета, деньги лучше было бы потратить на пользу региону. Но ведь, справедливости ради, надо признать, что противники губернатора тоже потратили немало денег, которые могли бы послужить на развитие региона. Только потратили они эти десятки (а, может, и сотни) миллионов на противодействие Ерощенко. Когда отнимают у области выборы – плохо, и когда их возвращают - тоже плохо. Где логика?
Мне кажется очень важным момент, который оправдывает проведение выборной кампании: выборы стоило бы использовать для программирования предстоящей пятилетки. Эта тема планов на будущее прозвучала и на вчерашней встрече с президентом.
Со стороны губернатора не было бы ошибкой в рамках кампании заняться целеполаганием на среднесрочную перспективу. Тем более, заканчивается трехлетний плановый срок - момент нужно использовать. Имеет смысл в этом проявить активную роль и региональному штабу Общероссийского народного фронта. Думаю, это дало бы в сухом остатке хороший результат по итогам губернаторских выборов.
Так или иначе, будут встречи с избирателями. Кампанию, конечно, можно «засушить», вести ее неактивно, лишь контролируя своих оппонентов. А можно провести с интересом, выстраивая диалоги в разных стратах общества. Сергею Ерощенко, имеющему за плечами три года работы на посту губернатора, не нужно время на раскачку – он владеет текущей ситуацией. Так что можно использовать кампанию в прагматических целях выстраивания обратной связи с населением. И это было бы неплохим оправданием тех затрат, которые понесет регион на предстоящих выборах. Ведь именно губернатор в первую очередь заинтересован в том, чтобы в регионе был социальный мир.
Кто станет соперником Сергея Ерощенко на выборах – пожалуй, сейчас это самый злободневный вопрос. Левченко? Грачев? Луговой?
То, что это будет кто-то от основных партий – очевидно. Но вот Иван Грачев из «Справедливой России» вышел, и вряд ли «Партия профессионалов» успеет оформиться к моменту, когда нужно было бы вступать в предвыборную борьбу. Может быть, КПРФ выдвинет кого-то из клана Сумароковых. Но, скорее всего, пойдет Сергей Левченко. «Справедливая Россия» никого не выдвинет. Может, пойдет Андрей Луговой. От «Гражданской платформы» никого не будет – партия развалилась.
Что касается нового, что нас ожидает: вероятно, вследствие новых правил формирования Совета Федерации (вектор на сокращение дистанции между сенаторами и регионами), в кампанию на стороне губернатора вступит и сенатор от Иркутской области (речь об Олеге Канькове). Какая-то «командная движуха» тут должна быть.
Вообще, хотел бы отметить, что выборы губернатора нынче приобретают командный характер, потому что избирательная кампания – это ведь и возможность «обкатать» сенатора, предъявить его населению, он должен быть реальным политическим партнером губернатора. Второе – Сергей Ерощенко объявил о разделении постов губернатора и председателя регправительства. Таким образом, часть губернаторских полномочий передается председателю правительства, и он тоже должен включиться в кампанию. Вот в этом командном участии в электоральной игре – новизна предстоящих губернаторских выборов.
Относительно опоры на партийный ресурс. Как мы помним, двойственность в этом вопросе избирателю непонятна (вспомним, как на выборах в ЗС была запущена игра в опору на две партии – «Единую Россию» и «Гражданскую платформу» - люди этого не поняли). При этом надо помнить, что Сергей Ерощенко не состоит в рядах «Единой России». И в этой связи лучше всего было бы играть на всех политических площадках, опираться не только на ЕР, но и на «Справедливую Россию», ЛДПР, и даже КПРФ. Ведь губернатор должен выступать патерналистом, нельзя окрашиваться в один цвет – нужно видеть и воспринимать разные цвета.
Относительно возможных кадровых перемен в ближайшее время (а они, безусловно, будут) – стоит ждать смены руководства в муниципальных предприятиях Иркутска, возможно возбуждение уголовных дел. Не исключаю, что будут отставки и в аппарате мэрии города.
Возможно, уйдет в отставку глава администрации Свердловского округа Иркутска, вероятна смена прокурора города. Выборная кампания губернатора повлияет на кадровый состав регионального правительства - у председателя правительства будет возможность оценить дееспособность и эффективность тех или иных министров и руководителей подразделений областного правительства.
Что касается процедур, до 14 июня Законодательное собрание области должно официально назначить губернаторские выборы. Наиболее, на мой взгляд, удачная дата для того, чтобы это сделать – сессия ЗС 20 мая.
Политобозреватель Юрий Пронин отмечает, что решение о губернаторских выборах принято вовремя:
- Согласно процедуре, о выборах необходимо предупреждать не позднее, чем за девяносто дней до их проведения. Выборы, в свою очередь, могут быть проведены только в единый день голосования – 13 сентября. Поэтому, либо о выборах было бы объявлено сейчас, либо их бы не было.
Что касается самого решения, то я не думаю, что оно является неожиданностью для большинства. Хотя вокруг этого была определенная борьба, и выражались разные точки зрения. Но, думаю, глава государства решил выставить кандидатуру Сергея Ерощенко по принципу «коней на переправе не меняют». Учитывая довольно сложную международную и экономическую обстановку, глава государства стремится сохранить в регионах максимальную преемственность власти, за исключением тех случаев, когда есть серьезные замечания к работе действующей региональной власти. Серьезные замечания – это какие-либо массовые акции протеста, крупные происшествия, отсутствие контроля над большей частью муниципалитетов и крупнейших городов региона, либо политические конфликты с думами крупнейших городов или Законодательным собранием. В Иркутской области ничего подобного не происходит. Таким образом, Ерощенко отвечает требованиям федеральной власти, как я это себе представляю. Да, какая-то информация о недочётах и промахах иркутского губернатора в Кремль наверняка поступает. Но в целом работа Ерощенко Москву устраивает, поэтому выбор был сделан в его пользу.
По мнению доцента кафедры Мировой истории и международных отношений, политолога Сергея Шмидта, самое интересное – это какую стратегию изберет соперник Сергея Ерощенко на выборах:
- Свою первую реакцию на информацию о событии (получении президентского одобрения на губернаторские выборы в Приангарье) оригинальной я назвать не могу: «чуда не случилось, сюрпризов не произошло». Вот и вся реакция. Замечу только, что фактическое начало избирательной кампании губернатора Ерощенко объявлено почти по учебникам политтехнологий – для действующего представителя власти, то есть, лица «раскрученного», вполне достаточно трех-четырех месяцев для проведения успешной избирательной кампании. Как мы видим, кампания Ерощенко началась ровно за четыре месяца до выборов.
Думаю, что самое интересное в этих выборах – это возможные соперники действующего губернатора.
Начну с того, что в регионе (как и во всей стране) по сути, существует всего одна политическая сила, участие которой в региональных выборах неизбежно хотя бы в силу соображений «сохранения лица». Речь, разумеется, о КПРФ. Серьезных политических сил, отражающих интересы граждан, разделяющих «ценности европейского выбора России», в Иркутской области не существует, и, видимо, в ближайшее время не возникнет, какими бы речистыми эти граждане ни выглядели в социальных сетях. Кризисная ситуация в рядах «сторонников европейского выбора» усугубляется стремительной деградацией партии «Гражданская платформа».
Итак, остаются коммунисты. КПРФ будет вынуждена выбирать между «почти настоящим кандидатом» (речь, разумеется, о Сергее Левченко) и техническим кандидатом, участие которого в выборах позволит коммунистам сохранить лицо, но сэкономит их финансы. Сложность выбора усугубляется тем обстоятельством, что самый громкий электоральный успех КПРФ в новейшей истории Иркутской области - это победа как раз технического кандидата на выборах мэра Иркутска в 2010 году. Не берусь предсказать, что выберут коммунисты. Могу только посоветовать Сергею Левченко не принимать участия в этих выборах. Почему? Прежде всего, потому, что три поражения на губернаторских выборах (в 1997, 2001 и более чем вероятное поражение на нынешних) слишком портит резюме солидного политика, в образе которого выступает Сергей Левченко.
Но самое главное заключается в том, что кампания потенциального противника Ерощенко обречена на некоторое двуличие – ведь придется критиковать губернатора, стараясь не задевать первое лицо государства, ибо его популярность сейчас действительно очень велика. Подобное двуличие всегда негативно отражается на репутации политика, а репутацией Левченко дорожить должен. Выстраивать кампанию в духе «не дадим дорогому и любимому президенту совершить кадровую ошибку» все-таки более логично для игрушечных партий вроде «Справедливой России», а не для коммунистов.
Следующая интрига (и она поинтереснее) – продолжат ли свою политическую игру бизнес-группы, находящиеся в конфликте с губернатором Ерощенко, и последний связанный с ней сюжет – включит ли федеральная власть свои административные и силовые ресурсы для того, чтобы избавить губернатора Ерощенко от таких конкурентов, или одобрит проведение вполне состязательных выборов, учитывая, что шансы на победу Ерощенко в них, все-таки, очень велики.
Политическую реальность всегда имеет смысл оценивать исходя из трех перспектив: это – структуры, тренды и актуальные ситуации. На стороне Ерощенко структуры российской политической культуры, предполагающие высокую степень доверия к действующей власти. Также на его стороне и тренды - в первую очередь, существующий в области запрос на несменяемость власти, обусловленный надоевшей губернаторской чехардой.
Против Ерощенко играет то обстоятельство, что у него меньше возможностей для импровизации, для политтехнологических маневров. Как раз это – возможность воспользоваться ситуацией (вероятными так называемыми «черными лебедями» – непрогнозируемыми проблемными событиями) - на стороне противников губернатора.
И самое главное – очень маловероятно, что против Ерощенко выступит действительно какай-то субъектный политик с полноценной программой, с политическими ценностями или идеалами. Любой конкурент губернатора, скорее всего, будет отыгрывать роль «анти- Ерощенко» (ничего не привнося в нее от себя). Эта роль вполне благодарная в благополучных странах и в благополучных ситуациях, но в нынешней обстановке этот реактивный образ «все таки второго, а не первого» без качественного политтехнологического обеспечения обречен на поражение изначально.
Читайте также:
В конце концов, пример успеха несистемного кандидата Кондрашова на выборах мэра Иркутска будет вдохновлять желающих «избавить» Иркутскую область от Ерощенко, однако, с моей точки зрения, «иркутская история» 2010 года и нынешние региональные выборы – это сюжеты из разных политических жанров. В первом случае это жанр местечково-патриотического противостояния «чужому», то есть, Кондрашову было реально за что зацепится в обществе. Но в данном случае возможно только политтехнологическое состязание во имя интересов части региональной элиты. Организовать и втянуть в эту борьбу естественные интересы граждан будет очень непросто. Очень непросто убедить граждан в том, что внутриэлитная разборка, по сути, «драка панов», действительно их как-то касается. Свои чубы гражданам дороже.




SIA.RU: Главное