Новости

Незапланированный экстрим. Пассажиров загоревшегося теплохода «Баргузин-2» спасла яхта «Лео»

Инцидент, произошедший на Байкале в районе поселка Большое Голоустное, в котором по счастливой случайности не оказалось серьезно пострадавших, кроме утраченной поклажи и документов, поставил жителей Иркутской области перед еще одной серьезной проблемой. Опасность подстерегает нас не только в воздухе, на дорогах, но и на воде. И причина тому, впрочем, как и всегда, человеческий фактор, так как плановый текущий ремонт пострадавший «Баргузин-2» прошел зимой. А весной Российский речной регистр, являющийся надзорным органом, контролирующим эксплуатацию судов на всех реках и озерах России, выдал акт освидетельствования, подтверждающий его техническую готовность к эксплуатации. Вместе с тем все тот же пресловутый человеческий фактор спас пассажиров теплохода.

[photo 1]

По счастливой случайности экипаж частной яхты «Лео», принадлежащей иркутянину Александру Ляховчуку и следовавшей из бухты Песчаной в Иркутск, оказался рядом с местом бедствия. Сами пострадавшие оказались крайне недовольны спасательными мерами, которые пытались предпринять члены экипажа, а вся операция по эвакуации пассажиров с пострадавшего судна, по их мнению, продемонстрировала низкую готовность капитана и команды к действиям в экстремальных условиях.

«Все было как обычно, мы возвращались с бухты Песчаная. Я был на флайбридже, когда увидел, что по курсу сзади догоняет корабль, увидел какой-то странный дым. Сказал своему капитану сразу, чтобы разворачивался, мы подошли фактически через 2-3 минуты, — рассказал Александр Ляховчук. – Это страшное происшествие, поэтому отреагировать можно было только таким образом. Нужно было видеть этих людей, которые стояли на корме. Наверное, могли быть жертвы, потому что ситуация была очень непростая».

Пожар на теплоходе «Баргузин-2» случился в воскресенье, 2 августа, в 17.10. Причиной возгорания, по информации регионального Главного управления МЧС, стал взрыв двигателя в машинном отделении. Обошлось без жертв, однако багаж был уничтожен огнем. Пассажиры были доставлены в Иркутск около 22.00. Им была оказана необходимая помощь.

В понедельник, 3 августа, по факту возгорания на теплоходе Восточно-Сибирским следственным управлением на транспорте СКР было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 Уголовного кодекса (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Проводятся следственные действия.

У каждого своя правда

Сразу же после этого Восточно-Сибирское речное пароходство распространило свою версию инцидента. Согласно ей сразу после пожара была проведена успешная эвакуация пассажиров и членов экипажа другими теплоходами компании. Кроме того, компания назвала профессиональными действия бессменного капитана судна, управлявшего «Баргузином-2» с момента спуска его на воды Байкала в 1992 году, Бориса Козко и пяти членов экипажа. По мнению исполнительного директора Восточно-Сибирского речного пароходства Виталия Кельманова, вся команда сработала профессионально – выдали пассажирам спасательные жилеты, организовали эвакуацию.

Так как большинство из пассажиров осталось без вещей, документов и денег, Восточно-Сибирское речное пароходство оперативно организовало работу горячей линии по выплате компенсаций пострадавшим. Кроме того, непосредственный прием проводился в офисе компании. По уточненным данным, только в первый день в компанию обратились уже 90 человек.

Однако информация о том, что на берег людей доставили не спасатели и сотрудники компании, а частное лицо, почему-то не была обнародована. Ее достоянием общественности сделали сами пострадавшие, по собственной инициативе пришедшие на пресс-конференцию.

И еще большой вопрос, узнали бы о ней журналисты, если бы об этом не рассказали пассажиры «Баргузина-2» и владелец яхты Александр Ляховчук. В результате журналистам на пресс-конференции пришлось выслушать и вторую версию эвакуации, которая существенно отличалась от официальной.

Как выяснилось, первыми с теплохода яхтой «Лео» были эвакуированы все дети. Затем яхта вернулась к горящему теплоходу и отбуксировала спасательные плоты, на которых находились оставшиеся пассажиры и члены экипажа. Если бы яхты не было, то спасательных плотов хватило бы не всем. Огонь не позволил спустить на воду сразу три плота общей вместимостью на 50 человек. При этом всего на судне было семь плотов, способных вместить 130 человек, а на борту загоревшегося «Баргузина-2» в тот день находилось 123 человека. Это подтвердил и Виталий Кельманов, который заявил, что экипаж в критической ситуации действовал профессионально.

«В момент происшествия теплоход шел примерно в 1,5 км от берега в районе поселка Большое Голоустное. В этот момент на судне находились 117 пассажиров и 6 членов экипажа. Возгорание произошло в машинном отделении. Даже предварительную причину происшествия мы пока назвать не можем. Корабль восстановлению не подлежит, выгорело все, металл горел как бумага, — рассказал на пресс-конференции Виталий Кельманов. – Все пассажиры изначально были эвакуированы на берег, а с берега их забрал наш теплоход «Александр Великий», который изменил свой маршрут. Хочется отметить и ту помощь, которую оказал экипаж яхты физического лица».

[photo 6]

Но пассажиры с ним соглашаться совсем не хотели, по их версии, спасаться им пришлось самостоятельно. Кроме того, по их словам, капитан, узнав о возгорании, еще 15 минут вел судно на полном ходу. По словам пассажиров, они заметили странное задымление за 15 минут до начала принятия мер по эвакуации и рассказали об этом капитану, который никак на это не отреагировал и продолжал оставаться в рубке. Все это время корабль продолжал идти на полном ходу. Позже к пассажирам присоединился механик Валерий Маслов, который пытался образумить капитана и помогал в эвакуации пассажиров. Кроме того, по словам пассажиров, на судне в момент происшествия не работала рация.

Спасение утопающих дело рук самих утопающих

Именно пассажиры и поведали журналистам, что на теплоходе находилась группа опытных туристов, которые не растерялись в критический момент и помогли людям спрыгнуть с горевшего судна. Как отметил один из пассажиров Рустам Газиев, паники на судне удалось избежать лишь потому, что люди видели спешащую им на помощь яхту.

«Мы сначала задымились, а потом загорелись. Хорошо, что с яхты вовремя увидели дым. Когда люди увидели яхту, у многих отлегло от сердца. Хорошо, что на борту были ребята с большим жизненным опытом, иначе бы началась паника и давка, а так сами руководили процессом,

— рассказал Рустам Газиев. — Многие люди были в шоке, не понимали, что нужно прыгать на плоты. Хорошо, что подошла яхта, потому что плотов бы не хватило, и так многие люди прыгали на других людей на плотах. Мы на них пробыли минут 30, многие попали в больницу, застудились. Вода там была примерно 12-14 градусов. Если бы «Лео» не подоспела, общая картина выглядела бы совершенно иначе».

[photo 5]

«Действия капитана и членов экипажа будут оценены компетентными органами, которые будут владеть всей информацией. То, что касается бездействующей рации – после резкого возгорания корабль был полностью обесточен, поэтому рация тоже не работала, — объяснил Виталий Кельманов. — Капитан успел связаться с нашей диспетчерской службой по телефону и сообщил координаты бедствия, после чего связь прервалась. После прибытия в Иркутск члены экипажа сразу же были направлены на медицинское освидетельствование. Первые пробы показали, что алкоголя в их крови не обнаружено».

В момент возгорания не сработала на корабле и система пожаротушения. Вернее она сработала, но проработала лишь минуту, после чего огонь разгорелся с новой силой. По словам Виталия Кельманова, только специалисты смогут оценить, почему система не смогла справиться с возгоранием. «Я хочу, чтобы эксперты разобрались с этим, потому что очень много вопросов возникает», — сказал он.

Вопросы без ответов

Много вопросов возникает и с ситуацией, связанной со спасательными плотами. Всего на судне их было семь: шесть, рассчитанные каждый на 20 человек, еще один на 10. На воду спустить удалось лишь четыре плота, еще три были отсечены пожаром. Как отмечают в компании, все плоты были расположены на штатных местах, установленных проектировщиками. Теплоход «Баргузин-2» 1991 года выпуска. По меркам пассажирского флота, эксплуатирующегося сегодня в акватории Байкала, а это в основном судна типа «ярославец» 60-70-х годов производства, данный теплоход относительно новый. Всего судов подобного типа в 1989-1991 годах было сконструировано три. Все они эксплуатируются Восточно-Сибирским речным пароходством, это «Баргузины-1, 2 и 3». Теперь компания попытается разработать варианты размещения плотов на данных теплоходах. Однако чтобы переставить плоты на новое место, необходимо провести серьезный перерасчет устойчивости.

В настоящее время проверки по факту возгорания судна проводят как компетентные органы, так и сама компания. «Нам этого не избежать, мы готовы к проверкам», — отметил Виталий Кельманов.

Сейчас судно отбуксировано в район местечка Нижние Хомуты. Сгоревший теплоход осматривают представители Российского речного регистра и следственных органов, они изъяли техническую документацию на данное судно, а также личные дела членов экипажа. После планируется этапировать корабль в Порт Байкал, где будут организованы дополнительные экспертизы.

Плановый ремонт «Баргузин-2» прошел зимой. Весной Российский речной регистр, являющийся надзорным органом, контролирующим эксплуатацию судов на всех реках и озерах России, выдал пароходству акт освидетельствования, подтверждающий техническую готовность «Баргузина-2» к эксплуатации. Сегодня в Российской Федерации действуют единые правила и требования к речному пароходству, которые были серьезно ужесточены после трагедии на «Булгарии». По правилам речного регистра разрешение на навигацию любое судно получает после полной проверки, включающей ходовые испытания, внешний осмотр. Кроме того, до периода навигации, осенью, суда также предъявляются к осмотру речному регистру. По результатам данного осмотра контролирующий орган выписывает перечень работ, которые необходимо провести за зиму.

Все эти манипуляции были проведены и с «Баргузином-2». Сейчас экспертам предстоит определить, почему якобы исправное судно сгорело в считанные минуты. Между тем перед каждым отправлением техническое состояние судов проверяют лишь работники компании. «Члены экипажа и технические службы, конечно же, следят за техническими параметрами судна. На данном теплоходе, со слов членов экипажа, все параметры были абсолютно в норме. Я не хочу сейчас даже гадать, что было бы, если бы не подоспела помощь. Случилось то, что случилось. Да, возможно, какие-то недочеты с нашей стороны были, мы их учтем, но главное, все живы и здоровы», — сказал исполнительный директор.

Представитель пароходства заявил, что всем пассажирам будет возмещена стоимость билета по направлению «Бухта Песчаная – Иркутск» и стоимость провоза багажа. Так как судно было застраховано по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика в ОАО «Согаз», пассажиры могут претендовать также на компенсационные выплаты. Однако максимальная сумма выплат всего 23 тысячи рублей. Поэтому пароходство объявило, что все обратившиеся в компанию, получат компенсации, размер которых будет определяться индивидуально. Выплаты компенсаций начнутся в ближайшее время, в течение недели. «Мы в данной ситуации отработаем максимально правильно, потому что это наша репутация», — заверил Виталий Кельманов.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Пожар на теплоходе «Баргузин-2», Байкал, август 2015":
Все материалы сюжета (11)