Кандидат в губернаторы Иркутской области Сергей Левченко в интервью на телеканале «Дождь» 15 сентября заявил, что в случае победы на выборах он считает необходимым установить в Иркутске памятник Иосифу Сталину. Позже в своем аккаунте в Фэйсбуке (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) Сергей Левченко сообщил, что журналисты «Дождя» исказили его слова, однако, не стал отрицать, что действительно говорил об установке памятника генералиссимусу - наряду с другими важными историческими фигурами.«Я не знаю, как вы к этому отнесетесь, но я считаю, что Сталин и вот тот период, когда он руководил страной, в том числе, Иркутской областью, это был очень серьёзный, сложный, во многом, переломный период. То есть у нас в Иркутской области нет памятника Сталину. Он должен быть», – сказал Левченко в интервью на «Дожде».
Позже в своём аккаунте в соцсети Фейсбук он выложил видео, в котором заявил: «Моё интервью телеканалу «Дождь», которое длилось 5 минут, «обкарнали» до нескольких десятков секунд и исказили весь смысл. Я говорил о том, что у нас очень много сложных и великих периодов в истории государства и Иркутской области. У нас строятся разные памятники, и я «за» то, чтобы люди знали правду и о плохом, и о хорошем. Поэтому памятников должно быть больше, и нужно ставить их людям, которые внесли разную лепту в историю».
Заявление Сергея Левченко вызвало шквал эмоций в соцсетях и СМИ.
«Левченко перед вторым туром сделал ставку на поклонников Сталина», – пишет федеральный портал «Росбалт».
Иркутская общественность негативно восприняла перспективу установки памятника человеку, по чьей вине в стране развернулись массовые репрессии, в результате которых сотни тысяч невинных людей попали в ГУЛАГ или были расстреляны.
«Не могу не отреагировать. Видимо, кандидаты в губернаторы переработали, долго не досыпали и несут в своих интервью всякую пургу. Один заявляет, что больше не будет использовать административный ресурс, второй собирается установить памятник Сталину», – эмоционально отреагировал в своем блоге политолог, замдекана исторического факультета ИГУ Алексей Петров.
«Сталин - это история наших дедов. У полстраны деды были либо репрессированы, либо переселены. В каждой второй семье есть такие истории. И пока персона Сталина вызывает раскол в обществе. Поэтому время для памятников не подошло, нельзя политикам раскалывать общество по таким болезненным незарубцевавшимся разрывам», – прокомментировала политический обозреватель Галина Солонина.
- Надо отдать должное людоеду-Сталину - он и после смерти умеет ставить точки в спорах, - прокомментировал тему доцент кафедры Мировой истории и международных отношений ИГУ, блогер Сергей Шмидт. - В нашем морально раздробленном обществе Сталин выполняет роль, какой-никакой, но красной черты, переходить которую невозможно даже из соображений ценности сменяемости власти, борьбы с коррупцией, надежд на демократизацию и прочее.
По своим знакомым либеральных взглядов, спокойно проголосовавшим за коммуниста Левченко в первом туре, я вижу, что Сергей Георгиевич в их глазах перешел эту красную черту.
Читайте также:
Губернатор-сталинист - это слишком круто для них, категорически не принимающих губернатора Ерощенко. Саму идею памятника, видимо, самому большому преступнику в истории нашего народа, они воспринимают как позор для города и региона.
Мой дед по маме Илья Лазаревич Блюм был арестован в 1938 году и попал в колымские лагеря. Моя бабушка Хая Исаевна осталась с мамой, которой было несколько месяцев. Маме предстояло расти как дочери врага народа. Родители моего отца - Амалия Андреевна и Карл Яковлевич Шмидт - были депортированы как русские немцы из Поволжья в Сибирь в 1941 году. Мой отец родился через две недели после высадки их из эшелона в Сибири на станции Нижний Ингаш. Легко представить, что им пришлось пережить. Я знал о реалиях сталинизма от своих родственников, начиная с самого детства. Думаю, что не надо объяснять, почему Сталин - это красная черта для меня лично, - поделился Сергей Шмидт своей личной историей.