С увеличением числа пользователей, интернет все больше превращается в эффективный канал оказания финансовых услуг. Поэтому не удивительно, что банки активно пользуются электронной средой, перенося туда свой классический функционал. Со страховыми компаниями все обстоит несколько иначе. Что мешает страховщикам прочно осваивать он-лайн среду, и какие продукты можно приобрести с помощью интернета уже сегодня, рассказывает Динара Сулейманова, вице-президент, Директор по маркетингу АО «СОГАЗ».
[photo 1]
На сегодняшний день отдельные страховые компании также активно, как и банки, переносят свои услуги в электронную среду. Однако объем электронных продаж у них значительно отличается в зависимости от розничной стратегии страховщика: согласно статистике ЦБ, на данный канал приходится менее 0,5% от общих сборов страховщиков. Долю более 10% этот канал продаж имеет всего у трех-пяти компаний, которые на данном этапе наиболее активно его развивают. С развитием электронного ОСАГО ситуация будет меняться.
Но уже сегодня, не обращаясь напрямую в офис страховщика, с помощью интернета можно приобрести полисы по страховым продуктам, не требующим осмотра принимаемого на страхование имущества. Как правило, это продукты с небольшим страховым покрытием и невысокой стоимостью: по страхованию путешественников, от несчастного случая и страхованию квартир. Гораздо реже – более дорогое каско автомобилей. Активно развивается услуга по продлению полисов, так как в данном случае осмотр объекта страхования также не требуется.
Однако не все так просто: невозможно продавать он-лайн индивидуальные страховые продукты, требующие осмотра объектов страхования. Именно это условие – необходимость осмотра и предварительной оценки объекта страхования - основной барьер для более широкого развития электронных услуг страховщиков.
Несмотря на такие ограничения, страховые компании часто организуют личные кабинеты для клиентов по типу мобильных банков, чтобы клиенты могли с максимальным для себя удобством управлять своими полисами, вносить очередные платежи при рассрочке и узнавать статус урегулирования убытка в случае его наступления. Страховщики реализуют данный сервис по-разному: либо на сайте и в мобильной его версии, либо выпуская специальные приложения.
Но так как страхование – это услуга, которая востребована у клиента два-три раза в год, мобильные приложения страховых компаний не пользуются большой популярностью. Статистика их скачиваний ничтожна по сравнению с банковскими приложениями.
Однако активнее осваивать электронные продажи страховщикам мешает не только специфика продукта, требующая осмотра объекта страхования, но и в ряде случаев – ограничения законодательства. Например, с помощью интернета можно пролонгировать договор ОСАГО. Но если этот договор заключается впервые, необходим личный визит клиента к страховщику или его представителю.
Не способствует популярности он-лайн продаж и невысокая страховая культура: охват страхованием россиян в принципе низок по сравнению с другими странами.
Поэтому на данном этапе страховщики продают через банковский онлайн-канал в основном пользующиеся популярностью у владельцев недвижимости «коробочные продукты» с фиксированной стоимостью. А также полисы страхования для выезжающих за рубеж и страхование от несчастного случая. Часто эти страховые продукты банк предлагает своим клиентам в качестве бонусных программ по кредитным и дебетовым картам.