Российские водители все реже вызывают ГИБДД на аварии. По данным автостраховщиков, 25% мелких ДТП оформляются упрощенным образом, по европротоколу. В начале года таких случаев было всего 11%. Пробки, которые создаются из-за многочасового ожидания инспекторов, уменьшаются. Страховщики хотят довести долю европротокола до 40-50%, но эксперты в этот прогноз не верят.
Российский союз автостраховщиков (РСА) представил данные о применении в РФ упрощенного порядка оформления аварий, европротокола, при котором не требуется вызывать ГИБДД. Если в начале года 11% всех мелких аварий оформлялись таким образом, то в октябре -- уже 25%. В Москве эта доля выросла с 5,5% до 21,4%, в Санкт-Петербурге -- с 15,7% до 26,6%, в Самаре -- с 10% до 32%. В некоторых регионах доходит до 40%, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Европротокол применяется за рубежом уже 30 лет, в России -- с 2003 года. В ДТП не должно быть пострадавших, ущерб не должен превышать 50 тыс. руб., у водителей не должно быть разногласий по поводу обстоятельств аварии. Оформив ДТП самостоятельно, водители могут быстро убрать машину с дороги, не создавая пробку.
Кроме того, с 1 июля 2015 года вступили в силу новые ПДД с более понятным описанием условий для европротокола, напоминает господин Уфимцев. В РСА считают, что поведение граждан изменилось из-за риска штрафа в 1 тыс. руб. в случае, если машины остаются на проезжей части, хотя все условия для европротокола выполнены (ст. 12.27.1 КоАП). Второй фактор -- кампания по популяризации европротокола: страховщики начали распространять буклеты с инструкциями для водителей вместе с полисами ОСАГО, а на ТВ крутится социальная реклама.
Госавтоинспекция "кровно заинтересована" в применении европротокола, говорит заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин.
По его данным, в 2014 году зарегистрировано 4,5 млн аварий без пострадавших, на каждую выезжал инспектор. В связи с сокращением штата ГИБДД проблема обострилась: сотрудники едут на аварии по несколько часов.
Страховщики хотят довести уровень европротокола до 40-50% в ближайшие два-три месяца, заявил Евгений Уфимцев. "Это нереально: слишком уж дорогие запчасти, особенно в Москве, сложно уложиться в 50 тыс. руб., да и доверие страховщикам по-прежнему низкое",-- считает координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.
По данным РСА, страховщики отказывают в выплате заявителям европротокола в 12% случаев. "Брошюры по оформлению аварий водители выбрасывают, думая, что никогда не попадут в аварию,-- говорит редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов.-- Владельцы машин, застрахованных по каско, по-прежнему уверены, что инспектора нужно вызывать в любом случае (это требование отменено.-- "Ъ")". Господин Уфимцев признал, что развитию европротокола мешает "менталитет водителей". С
Иван Буранов