Цена вопроса
Барт Банке, партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group
Уберизация экономики -- популярный сегодня термин. На самом деле речь здесь не конкретно об Uber, а об устойчивом тренде, суть которого сводится к тому, что сегодняшний уровень развития и проникновения технологий привел к новой волне цифровой революции.
Можно также назвать это другим, более емким, на мой взгляд, термином -- сегодня мы перешли в эпоху Web 3.0. Основные особенности этого этапа сводятся к нескольким ключевым моментам. Во-первых, главной характеристикой прорывов становится именно скорость, что требует инноваций. Во-вторых, сама цифровая экосистема служит платформой для ускорения распространения и развития других технологий.
Неудивительно, что сама архитектура большинства индустрий подвергается колоссальным изменениям. Мы называем это миграцией от преимущественно вертикально интегрированной модели к архитектуре стека. Происходят принципиальные изменения в цепочках создания стоимости и принципах ее распределения. Успех таких компаний, как Uber, Airbnb, сервисов peer-to-peer lending (взаимное пользовательское кредитование), строится на вполне понятных принципах: минимизация или полное исключение посредников; фокус на устранение традиционных узких мест -- источников неэффективности; сокращение времени ожидания товара или услуги, предоставление их в месте и времени возникновения потребности; широкие возможности для обратной связи.
Использование таксопарка у любой компании, как правило, не совсем эффективно, ведь трудно угадать, когда и откуда поступит следующий заказ. Кроме того, возможно, знай таксомоторные компании, где именно находятся в данный момент водители-конкуренты, это позволило бы оптимизировать маршруты и загрузку
Конечно, есть много вопросов к реализации модели. У Uber много противников, в том числе и среди таксистов, которые, казалось бы, должны быть только рады открывшимся возможностям.
Есть вопросы регулирования ответственности. Ведь Uber не таксомоторная компания, это платформа.
Читайте также:
Тем не менее не вызывает сомнений, что именно такие платформы предлагают более эффективные решения для конечных потребителей. Уберизация делает возможным использование динамического ценообразования. Скажем, вы владелец салона красоты и можете в реальном времени снижать цену на незаполненное время мастера или, наоборот, повышать ее в случае пика спроса.
Но и b2b-сектор не останется в стороне. Одним из примеров эффекта уберизации в одной из крупных индустрий может быть платформа X-Change для оптимизации контейнерных перевозок. В этой сфере затраты, связанные с порожним пробегом, оцениваются в $15-20 млрд в год.
Важнейшим элементом уберизации является повышение прозрачности и эффективности взаимодействий разных участников рынка, создание базы для "экономики взаимопомощи" или "экономики совместного пользования" -- еще одного важного элемента нового цифрового мира.




SIA.RU: Главное