"Ъ" стало известно содержание проекта обзора судебной практики по ОСАГО, которого ждут от Верховного суда страховщики и противодействующие им автоюристы. Ожидаемый летом документ способен существенно повлиять на противостояние сторон -- он, в частности, предлагает учитывать коэффициент изменения валютного курса при выплатах. Страховщики пытаются противостоять изменениям, способным увеличить суммы возмещения.
Представители Верховного суда, ЦБ, Российского союза автостраховщиков (РСА) и Роспотребнадзора встретились вчера на заседании рабочей группы по проблемам ОСАГО. Обсуждали они популярную тему противостояния юристов и страховщиков на этом рынке. Напомним, вопрос о растущей убыточности обязательного автострахования поднимался крупными владельцами страхового бизнеса на недавней встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной. По статистике Банка России, по итогам 2015 года сборы компаний по ОСАГО составили 219 млрд руб., а прямые выплаты автовладельцам -- 124 млрд руб. Автоюристы довели эту сумму в судах до 142 млрд руб., их вознаграждение составило до половины присужденных судами выплат.
Заседание рабочей группы длилось более трех часов, рассказал "Ъ" один из ее участников. Стороны обсуждали стостраничный документ, в котором были изложены 90 вопросов судебной практики по ОСАГО. В основе каждого конкретный спор представителя автовладельца и страховщика. Например, как следует из страницы 14 этого проекта обзора судебной практики, "причинение материального ущерба в результате открытия двери транспортного средства другому транспортному средству является страховым случаем по договору ОСАГО". Страховщики с такой трактовкой не согласились, ссылаясь на закон об ОСАГО, по которому он распространяется лишь на движущиеся в пределах дорог транспортные средства.
Еще проект предлагает учитывать "коэффициент изменения валютного курса" при калькуляции выплаты по ремонту автомобиля. Страховое сообщество с этим также не согласно. Как следует из поправок РСА к проекту, вместо предложенных коэффициентов целесообразно применять цены из электронных баз стоимостной информации (справочники РСА) в соответствующем регионе, утвержденные на дату ДТП.
Глава РСА Игорь Юргенс настаивал на обязательном предъявлении пострадавшего автомобиля страховщику, в случае же несоблюдения этого условия компания, по логике РСА, освобождается от взыскания штрафов и неустойки. По мнению главы Ассоциации защиты страхователей, гендиректора юридической фирмы "Главстрахконтроль" Николая Тюрникова, нужно децентрализовать урегулирование убытков в ОСАГО.
Татьяна Гришина