Иркутская область имеет потенциал и все возможности, чтобы к 2030 году принимать у себя до 5 млн туристов в год. Однако для этого необходимо развивать уже существующую базу для индустрии. Планы у властей региона на этот счёт колоссальные, но ряд экспертов призывают «спуститься на землю» и действовать исходя из сегодняшних реалий.
[photo 3]
Между перспективами и стагнацией
В Иркутской области о развитии туризма и его перспективности для экономики региона говорят уже не один год, однако эксперты признают: в этом направлении до сих пор сделаны лишь частные шаги, единой концепции до последнего времени не было. Сейчас власти подготовили стратегию развития туризма Иркутской области до 2030 года, документ был представлен экспертам отрасли 2 августа за круглым столом комиссии по региональному и экономическому развитию региональной Общественной палаты.
Руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина в ходе презентации стратегии подчеркнула: на сегодняшний день Приангарье входит в десятку лидеров по развитию туризма среди регионов РФ. При этом, по её же словам, индустрия рискует остаться в стагнирующем состоянии, и доля отрасли в региональном валовом продукте так и «зависнет» на уровне 0,6%.
С одной стороны в пользу Приангарья играет выгодное географическое положение на пересечении европейских и азиатских транспортных потоков, Байкал, культурно-исторический фон, с другой – регион теряет очки из-за морально устаревшей инфраструктуры, небольшого набора туруслуг, которые, к тому же, ещё и не отвечают современным требованиям. «Бонусом» ко всему – нерешённые земельные вопросы и бессистемное развитие отрасли. Всё это отпугивает потенциальных инвесторов, говорит Екатерина Сливина.
Тем не менее, турпоток в регион растёт. По данным агента по туризму, в 2015 году он ушёл в «плюс» на 8%, составив больше 1,4 млн человек, из них около 130 тысяч были иностранцами.
[photo 2]
В регионе работали в прошлом году 88 туроператоров, 245 турагентств, открыты были 200 гостиниц, 70 из них – в Иркутске, 165 турбаз и домов отдыха. Основные территории предпочтения – Иркутский, Ольхонский, Слюдянский район, прилегающие к озеру Байкал, и Иркутск как «въездные ворота» к озеру.
Именно на этих территориях власти и планируют сделать упор в попытках вывести туротрасль «на качественно новый уровень». Помимо реконструкции существующих и строительства новых инфраструктурных и туристических объектов, о чём уже неоднократно говорилось на разных площадках, необходимо также повышать связь региональных зон с областным центром по основным магистралям движения туристских потоков, говорит Екатерина Сливина. Речь идёт о маршрутах «Иркутск-Листвянка-КБЖД-Выдрино», «Иркутск-Еланцы-Ольхон», «Иркутск-Большое Голоустное», «Иркутск-Байкальск-Аршан-Монды».
«Это позволит значительно расширить турпотоки между Россией, Китаем и Монголией в рамках международных маршрутов «Великий чайный путь», Байкал-Хубсугул, «Восточное кольцо», – комментирует руководитель профильного агентства. – Кроме того, это создаст единый турпродукт Иркутской области и Бурятии для совместного продвижения бренда».
Столица Восточной России и сибирский Давос
В стратегии развития туризма Иркутской области на сегодняшний день, исходя из концепции развития уже существующей базы, саккумулированы проекты, которые так или иначе на слуху. Так, в рамках попытки «сделать Иркутск столицей Восточной России» разработчики документа в качестве потенциально интересных для туристов объектов включили проект «Иркутских кварталов», музейный комплекс «Глазковский некрополь» с открытым для всеобщего обозрения залом раскопок в парке Парижской Коммуны, и проект развития островов Конный и Юность «В кругу семьи», и концертный зал Дениса Мацуева. Предполагается, что всё это поможет снизить фактор сезонности туризма на Байкале, увеличит количество культурно-массовых мероприятий уровня фестиваля «Новая волна» или КВН. Для разгрузки транспортных магистралей предлагается создать современный речной вокзал.
Развитие Иркутского района сосредоточено на Листвянке – самом популярным среди приезжих местом на Байкале. Основанные проекты по реконструкции посёлка были подробно озвучены ранее на совещании с руководством АСИ и представителями правительства РФ. Напомним, создавать в Листвянке «рай на Байкале» планируется с привлечением федеральных средств. Помимо развития на этой территории экологического и научного туризма (благодаря планам по созданию Байкальского музея естественной истории), в Листвянке предполагается увеличить объём делового туризма.
[photo 1]
«Листвянка – это сибирский Давос. Строительство Экспоцентра, развитие делового туризма снизит здесь фактор сезонности, – прокомментировала исполнительный директор ассоциации «Байкальская Виза» Татьяна Тененбаум, представляя документ от лица разработчиков. – Листвянка может быть центром принятия стран ШОС, центром АТР и так далее».
Развитие туризма в Иркутском районе, по замыслу разработчиков, не ограничивается Листвянкой. Уделено внимание и посёлку Большое Голоустное, который, входя в границы ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», особых подвижек в этом секторе экономики до сих пор не ощутил. Авторы стратегии туризма предлагают здесь «построить интересные объекты для проживания», в частности, детский лагерь. А для «перераспределения сил» по Байкальскому тракту планируется привлечь музей «Тальцы», создав там фрагмент городской застройки Иркутска конца 19-начала 20 веков по примеру 130-го квартала. Не забыли и о Парке Сибирского периода.
Йеллоустоун по-ольхонски и байкальский Шерегеш
Ещё одна точка притяжения туристов – Ольхонский район. Как рассказала Татьяна Тененбаум, его предполагается сделать территорией с ограничением въезда транспортных средств. Прототипом для организации здесь работы и пространства может послужить Йеллоустоунский нацпарк в США, который ежегодно посещают более 2 млн туристов.
«При этом флоре и фауне заповедной территории наносится минимальный ущерб, – комментирует исполнительный директор «Байкальской визы». – Это удаётся благодаря аккуратно организованной инфраструктуре и работе рейнджеров, сопровождающих туристов».
В планах также – создать на острове Ольхон деревню Халгай для развития этнотуризма. Предполагается, что здесь путешественникам можно будет показывать традиционный уклад и особенности жизни коренного населения.
Ещё один «кит» стратегии развития туризма в Иркутской области до 2030 года – Слюдянский район. В качестве преимуществ территории Татяна Тененбаум назвала Транссиб и федеральную трассу М-55, соединяющую центр России с Сибирью и Дальним Востоком. Учитывая эти факторы, разработчики документа предлагают создать здесь музей железнодорожной архитектуры, резиденцию Байкальского Деда Мороза, построить Култукский острог, привлекать туристов к Хамар-Дабану.
Байкальск, который находится в кризисе после остановки производства на градообразующем предприятии БЦБК, предлагают развивать по типу популярного горнолыжного кузбасского курорта «Шерегеш». По мнению Татьяны Тененбаум, в моногороде есть все условия для создания федерального тренировочного центра олимпийского резерва по зимним видам спорта.
Напомним, проект обсуждался ещё при экс-губернаторе Иркутской области Сергее Ерощенко. Тогда президент РФ Владимир Путин на встрече с ним поручил правительству РФ включить проектирование и строительство центра в федеральную адресную инвестиционную программу на 2016-2018 годы. Исполнительный директор «Байкальской визы» считает, что центр позволит привлечь на территорию большее количество туристов.
Воздушные замки или суровая реальность?
Татьяна Тененбаум уверена, что Иркутская область может конкурировать за турпотоки с Москвой, Санкт-Петербургом, «Золотым кольцом», претендуя минимум на 10% туризма в России. Вместе с тем, она подчёркивает: для этого необходимо реконструировать существующие объекты – аэропорт, главный железнодорожный вокзал Иркутска, дороги, в частности, Байкальский и Голоустненский тракты, расширять трассу до Ольхона, возможно, строить дорогу до Больших Котов. В генпланы муниципалитетов, которые входят в границы туристических территорий, необходимо вносить участки для строительства гостиниц, музеев и других объектов.
«На это частник ответит своим рублём, построит отели, аэровокзальные сооружения, связь, – говорит исполнительный директор «Байкальской визы». – Доход от туризма может составить более 700 млрд рублей в год, даст возможность покрыть дефицит рабочих мест и привлекать специалистов из других регионов».
[photo 5]
Однако не всё так просто. Гендиректор «Ворот Байкала» Сергей Иванов подчеркнул: в Байкальске, к примеру, есть все условия для частных инвесторов – и свободная земля, и налоговые преференции, и льготы по земельному налогу. Резидентов, тем не менее, не прибавляется. То же самое можно наблюдать и в ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань».
«Здесь есть великолепная трасса, проводится реконструкция аэропорта, горнолыжный комплекс «Гора Бычья», но тоже резидентов нет. Говорить о чём-то можно тогда, когда придет реальный инвестор с реальными деньгами», – прокомментировал он, добавив, что не стоит забывать о дороговизне перелётов до Иркутска.
Кроме того, для адекватного развития туризма в Иркутской области в отрасль необходимо вливать гораздо большие суммы, чем это делается сейчас. Ежегодная сумма должна составлять минимум 15 млн рублей, считает руководитель туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич. Вместе с тем, он уверен, что планы агентства по туризму вполне реальны.
Читайте также:
Участники встречи также отметили, что туризм в Иркутской области не должен ограничиваться территориями, прилегающими к Байкалу, и давно стоило бы задуматься и о привлечении сельских местностей. Что касается развития инфраструктуры, то реалии сегодня таковы, что, например, по ФЦП по охране Байкала в этом году выделены деньги на строительства только двух объектов – теплоисточника в Свирске и полигона ТБО в Казачинско-Ленском районе, в то время как канализационные очистные сооружения в Иркутске будут лишь реконструировать.
По итогам круглого стола было принято решение создать очередную рабочую группу, в состав которой должны войти представители туротрасли Иркутской области и сотрудники профильных министерств.
«В соответствии с задачами, которые мы определили, нужно просто начать работать. Нужно определить, что реально можно сделать, учитывая сложную экономическую ситуацию, – подвёл итог встречи зампред правительства Иркутской области Антон Логашов. – Пока нужно рассчитывать лишь на собственные силы. Позиция губернатора Иркутской области – развивать туризм, определять приоритетные направления и вкладывать туда инвестиции».