Новости

Революция на рынке онлайн-такси

Онлайн-сервисы по вызову машин уже вызвали революцию на российском рынке перевозок, подчинив многие таксопарки, и теперь продолжают бороться за право стать на нем игроком номер один. Расходы на в основном убыточные проекты, которые только в этом году достигнут $250-300 млн, не пугают инвесторов, продолжающих повышать ставки. Оценочная капитализация каждого из двух крупнейших отечественных игроков -- "Яндекс.Такси", а также объединенной Fasten и Rutaxi -- уже перевалила за $1 млрд. Теперь инвесторы ждут появления компании, способной соперничать не только с американской Uber, но и с китайской Didi Chuxing в случае ее экспансии в Россию.

[photo 20539]

Рынок вызова машин через интернет начал формироваться в России около пяти лет назад, его доля на общем рынке такси постепенно увеличивается, особенно в крупных городах. В Москве уже свыше 70% поездок на такси совершается путем заказа через онлайн-сервисы. Онлайн-сервисы заказа машины (Ride on Demand, RoD-сервисы) интересны и клиентам, и бизнесу. Последнему они дают возможность увеличить эффективность использования машин, общий парк которых достигает примерно 500 тыс. За минувший год оборот легального сегмента рынка такси вырос примерно на 12%, до 501 млрд руб., оценивает VTB Capital Research. А рынок онлайн-такси увеличился более чем в два раза -- с 44 млрд руб. в 2015 году до 105 млрд руб. в 2016 году, оценивает UBS. В результате доля интернет-заказов в обороте рынка такси выросла примерно с 10% до 21%.

Крупных инвесторов до сих пор интересовали прежде всего глобальные RoD-сервисы. Так, DST Global Юрия Мильнера инвестировала в китайскую Didi Chuxing. Среди ее акционеров также Caspian VC Зиявудина Магомедова, рассказал "Ъ" представитель группы "Сумма". Access Technology Ventures Леонарда Блаватника вложилась в Gett, а USM Алишера Усманова и Letter One Михаила Фридмана -- в Uber. Но это стоит "бешеных денег", а в России есть и локальные игроки, отмечает управляющий директор Russia Partners Владимир Андриенко. "Это бизнес, который требует очень значительных первоначальных затрат, совсем уж дешевого варианта быть не может. В этой ситуации, принимая решение, надо не нарваться на бесплатный сыр в мышеловке",-- констатирует он.

На развитие и продвижение онлайн-такси в РФ требуются существенные ресурсы, подтверждает Renaissanse Capital. По оценке инвестбанка, в текущем году онлайн-такси "сожгут $250-300 млн наличными". Кажется, инвесторы уже готовы согласиться на эти расходы.

Рождение "единорога"

Весной на российском рынке такси появился новый крупный игрок. 3 мая компании Fasten (владеет брендом такси "Сатурн") и Rutaxi (бренды "Везет" и "Лидер") объявили о стратегическом партнерстве. Сделка проходила при содействии фонда прямых инвестиций UFG Private Equity, который стал самым крупным акционером в объединенной компании Fasten, говорит партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. Другими акционерами стали владельцы Fasten и компании Rutaxi, фамилии которых господин Акопьян уточнять не стал. Фонд инвестировал в объединенную компанию сумму "меньше $100 млн" и уже ведет переговоры о привлечении новых средств. "Поднимаем до $200 млн",-- уточняет Артур Акопьян.

Fasten уже присутствует на RoD-рынке США -- в Бостоне и Остине. В последнем компания начала работать после того, как оттуда ушли Uber и Lyft, несогласные с новыми городскими правилами по дактилоскопированию водителей. Кроме того, как рассказал сооснователь Fasten Inc. и гендиректор ООО "Фастен Рус" Евгений Львов, американская компания также управляет украинским бизнесом под брендом RedTaxi.

Объединенная компания, возможно, стала крупнейшей службой заказа такси по количеству ежедневных поездок. Как следует из презентации Renaissance Capital, Rutaxi совершала 1 млн поездок, такси "Сатурн" -- 300 тыс., тогда как у такси "Максим" было 800 тыс. "Мы создали национального чемпиона, который станет одним из крупнейших сервисов в мире",-- утверждает Евгений Львов.

Renaissance Capital считает "Сатурн" и Rutaxi традиционными сервисами такси. Это значит, что основную часть заказов эти компании получают по телефону. Но через мобильные приложения поступает уже 20-25% заказов, говорит господин Акопьян. Исходя из того что в декабре прошлого года компания выполнила 40 млн заказов, количество, полученное из онлайна, уже превышает аналогичный показатель Gett, указывает он. "При сравнительно низкой комиссии мы умудряемся быть рентабельными",-- радуется господин Акопьян.

Основным фактором объединения Fasten и Rutaxi стала "необходимость поддержки огромного колл-центра в несколько тысяч диспетчеров, резко увеличивающего OPEX обеих компаний", считает гендиректор компании "Синет" (владеет сервисом заказа машины InDriver) Арсен Томский. Инфраструктура контактных центров объединенной компании не требует дополнительных инвестиций, настаивает Евгений Львов. У компании уже есть 20 колл-центров, но сделка была задумана в основном именно для усиления позиций в онлайне, уточняет Артур Акопьян.

На самом деле объединение Fasten и Rutaxi "направлено на привлечение средств инвесторов", уверен представитель такси "Максим" Павел Стенников. "Сейчас бизнесы, которые развиваются за счет венчурных инвестиций и приносят убытки, оцениваются специалистами инвестиционного рынка выше, чем реальный бизнес без долговых обязательств, с отлаженной схемой развития, имеющий под собственным управлением все системы рынка перевозок",-- считает он. Арсен Томский предполагает, что сделка Rutaxi и "Сатурн", скорее всего, "состоялась по мультипликаторам, близким больше к офлайновым бизнесам, чем к онлайну: одна-две годовые выручки".

Государственный интерес

Согласно мартовскому отчету UBS, оценка "Яндекс.Такси" достигает уже $1,2 млрд. По данным инвестбанка, эта компания в 2017 году займет до 60% рынка онлайн-такси, который вырастет на 89,5%, до 199 млрд руб. При этом GMV (gross merchandise volume -- то, что платят потребители сервиса) "Яндекс.Такси" достигнет 119 млрд руб. Как предполагает аналитик UBS Ульяна Ленвальская, чистая комиссия "Яндекс.Такси" (за вычетом субсидий водителям) в текущем году сократится до 3,5% с 4% в 2016-м из-за роста субсидий водителям и скидок пользователям. При этом общая выручка сервиса, по прогнозу банка, вырастет на 80,4%, до 4,17 млрд руб. Более чем в два раза вырастет и убыток по EBITDA, до 4,2 млрд руб. Renaissance Capital подтверждает: "Яндекс.Такси" приносит "Яндексу" убыток по EBITDA. В плюс этот показатель, по прогнозу инвестбанка, выйдет только в 2019 году -- до 2,1 млрд руб. при выручке 14,6 млрд руб.

Как сообщал "Ъ" в конце апреля, "Яндекс.Такси" при помощи JP Morgan планирует привлечь $150-200 млн. Исходя из оценки UBS, инвесторам может быть предложен пакет 12,5-16,7% "Яндекс.Такси". Собеседник "Ъ" в инвестиционном сообществе рассказывал, что проводились консультации с компаниями, инвестировавшими в азиатские сервисы заказа машины Didi Chuxing, Ola и Grab -- среди них в том числе Softbank Capital, Tiger Global. Для "Яндекс.Такси" было бы комфортно получить средства как от единственного инвестора, так и от консорциума, в который вошли бы две-три структуры, предполагает он. "В России круг инвесторов, способных выписать такой чек, весьма узок -- это, например, Baring Vostok, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ.-- "Ъ")",-- рассуждает собеседник. По данным "Ъ", Сбербанк также может быть заинтересован в сделке. Другой собеседник "Ъ" говорил, что были и консультации насчет инвестиций в "Яндекс.Такси" автопроизводителей, в частности Hyundai Motor. Деньги нужны "Яндексу" для покупок конкурентов, компания вела переговоры с такси "Максим" и InDriver, рассказывал источник "Ъ".

На этой неделе РФПИ подтвердил интерес к "Яндекс.Такси". "Буквально недавно мы подали заявку на инвестицию в компанию "Яндекс.Такси". Скорее всего, Российско-китайский инвестфонд будет инвестировать в эту компанию",-- заявил гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев в эфире "России 24".

"В таких бизнесах действует правило: первый номер берет все сливки с рынка. Поэтому, кто будет самым крупным, тот будет и самым привлекательным. И мы видим, что РФПИ решил, что "Яндекс.Такси" имеет шансы стать самым крупным на нашем рынке. Но это также не снимает привлекательности со второго и третьего игроков",-- отмечает Владимир Андриенко из Russia Partners.

В ожидании консолидации

Инвесторы и участники рынка сходятся во мнении: в ближайшие два-три года рынок такси может ждать консолидация. "Одним из главных драйверов этого процесса выступит желание "Яндекса" повторить историю победы Didi над Uber в Китае за счет создания подавляющего доминирования на рынке",-- считает Арсен Томский. Сделка Fasten и Rutaxi, по его мнению, тоже "ориентирована на продажу или дальнейшее объединение с другим стратегическим игроком, в первую очередь тем же "Яндексом", у которого будут и значительные инвестиционные средства, и, главное, стимул получить доминирующее положение на рынке". Рынок динамично меняется, но говорить о дальнейших альянсах и слияниях пока преждевременно, считает Евгений Львов. "В отношении партнерства с "Яндекс.Такси" и другими мы не исключаем ничего и готовы присоединять других игроков с целью формирования национального чемпиона",-- сказал Артур Акопьян. В "Яндексе" это также не комментируют.

Чтобы воплотить амбиции в жизнь, онлайн-перевозчикам придется поторопиться: другим драйвером консолидации может стать выход на российский рынок международных компаний, в частности той же Didi Chuxing.

Владислав Новый


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Революция на рынке такси":
Все материалы сюжета (15)