“Ъ” ознакомился с проектом Банка России о санации страховщиков. В нем ЦБ наделяется правом при нарушении нормативов или «угрозе стабильности рынка» оперативно вмешиваться в управление страховщиками, вводить мораторий на требования их кредиторов, менять устав и ограничивать сделки. Для предупреждения банкротства страховщиков ЦБ сможет выдавать санатору кредиты без обеспечения сроком до десяти лет или финансовую помощь самим страховщикам — при условии консолидации 75% их акций в своей собственности. Санация, как и обещал ЦБ, не затронет выплаты гражданам — физлица и МСП свои возмещения по страховым случаям получат, но расторгнуть договоры с возвратом премии не смогут. Участники рынка называют проект излишне жестким, а аналитики говорят, что он нужен для спасения одной компании — «Росгосстраха».
ЦБ подготовил объемный пакет поправок к трем законам — «Об организации страхового дела», о ЦБ и «О несостоятельности (банкротстве)». Для санации проблемных страховщиков регулятор намерен создать аналогичный банковскому Фонд консолидации страхового сектора из «обособленных средств» Банка России. Причин для санации может быть две: неисполнение в срок нормативов и предписаний ЦБ о формировании и размещении страховых резервов и собственных средств или «наличие признаков неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам страхователей… государства или угрозу стабильности страхового рынка».
Обнаружив одно из двух, ЦБ вводит в компанию временную администрацию, которая может находиться в ней до года. На анализ финансового положения страховщика отводится 55 календарных дней — в нем участвуют представители ЦБ и Управляющей компании (УК) Фонда консолидации страхового сектора, собирающие «сведения об объеме средств, необходимых страховщику». Полномочия временной администрации могут быть возложены на УК. Временная администрация сможет, в частности, обращаться в суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на счета компании. На время ее работы приостанавливаются полномочия органов управления страховщика и права его учредителей. Также временная администрация может открывать и закрывать филиалы и вовсе ликвидировать компанию. Среди других полномочий временных управляющих — введение моратория (до полугода) на удовлетворение требований кредиторов страховщика; он не будет распространяться только на выплаты гражданам и представителям малого и среднего бизнеса по страховым случаям, но расторгнуть договор страхования с возвратом части уплаченной премии не смогут и они. Временная администрация также может принять решение о допэмиссии страховщика, которая полностью или частично может быть выкуплена ЦБ.
УК как санатор также получит широкий спектр полномочий — менять уставный капитал и устав, принимать решения о реорганизации и продавать имущество — в том числе самому Банку России, а также пользоваться кредитами ЦБ без обеспечения на срок до пяти лет (может быть продлен еще на пять лет) на приобретение активов санируемых страховщиков. «По сути, для страховщиков механизм санации будет аналогичен банковскому,— рассуждает директор группы рейтинговых финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.— Этот механизм пока нельзя назвать отработанным — только два банка, “Открытие” и Бинбанк, санируются подобным образом».
«Идея в том, что ЦБ берет на себя процесс оздоровления страховщика. Необходимость в отдельном механизме санации, на скором принятии которого настаивают в ЦБ, вызвана тем, что крупнейший страховщик – “Росгосстрах” — находится в сложной ситуации»,— говорит господин Бредихин. По его словам, существует «большая вероятность», что «Росгосстрах» будет санирован подобным образом, потому что ЦБ не может позволить банкротство системообразующего страховщика по примеру предыдущих случаев ухода с рынка страховщиков — на «Росгосстрах» приходится 20% премий и 27% договоров рынка ОСАГО по итогам полугодия 2017 года. А ОСАГО — социально значимый вид страхования.
В страховом сообществе называют проект ЦБ крайне жестким.
Татьяна Гришина