Новости

Московская фирма решила нажиться на иркутском «Экспериментарии»: с музея потребовали миллион за товарный знак

У Иркутского Музея «Экспериментарий» могут отнять название – некая московская фирма, зарегистрировавшая аналогичный бренд, собирается подать в суд на иркутян. Об этом на пресс-конференции 30 ноября сообщил руководитель музея Константин Кравченко.

ООО «Научный мир», запатентовавшее в 2011 году схожее с иркутским музеем название (Музей занимательных наук «Экспериментаниум»), потребовало прекратить использование обозначения «Экспериментарий», так как оно сходно до степени смешения с их охраняемыми товарными знаками. По мнению московской фирмы, использование названия не только нарушает их исключительные права на запатентованный товарный знак, но и приносит значительные коммерческие убытки ООО «Научный мир». Для досудебного урегулирования возникшего конфликта москвичи потребовали от иркутского «Экпериментария» возместить обществу с ограниченной ответственностью «Научный мир» «полученные потери» в размере 1 миллиона рублей.

Как сообщил Константин Кравченко, иркутский музей занимательной науки «Экспериментарий» был создан еще в 2005 году – задолго до регистрации московской фирмой аналогичного товарного знака.

- Тогда это был уникальный формат для нашей страны, - рассказывает директор музея. - Официальное же его открытие при Иркутском научном центре СО РАН состоялось 8 февраля 2008 года, в День российской науки. На нём присутствовали все директора институтов и представители СМИ. Полгода назад музей получил еще одно помещение, там ранее находился магазин «Академкнига». Музей разросся до 300 экспонатов, за счет чего мы вошли в тройку самых крупных подобных музеев России. Примечательно, что все наши экспонаты были изготовлены в Иркутске.

Доказательством деятельности, начавшейся задолго до создания московского музея, могут служить многочисленные публикации и репортажи в СМИ не только регионального, но и федерального масштаба, сообщил директор иркутского «Экспериментария».

Самым главным доказательством нечестного умысла москвичей, по мнению Константина Кравченко, является то, что московские коллеги еще при открытии совершенно точно знали о существовании иркутского «Экспериментария»:

– Смешно, но москвичи сами неоднократно вступали с нами в переписку. Интересовались нашей деятельностью, в 2011 году даже опубликовали материал об иркутском успехе на своем сайте. Впервые они дали о себе знать в 2010 году. В письме похвалили нашу работу, утверждая, что наслышаны о нас, и рассказали о своих планах открыть «музей экспериментальных наук» со схожим форматом! Московские коллеги не только знали о нашем существовании, но и неоднократно обращались к нам за консультациями, уверяли в бесконечной дружбе. В 2011 году они зарегистрировались как «Музей занимательных наук «Экспериментаниум». В 2012 году даже призывали нас создать ассоциацию, но как-то не сложилось.

Начальник отдела имущества и земельных ресурсов ИНЦ СО РАН Константин Степанов также выступил в защиту иркутского «Экспериментария»:

- Обращу ваше внимание вот на какой момент. Товарный знак московская фирма зарегистрировала в 2011 году, а требования выдвинуты только сейчас. Думаю, это связано с тем, что наш музей растет, занимает два помещения и продолжает расти. Вектор развития музея стал очевиден, и эти товарищи, проводя регулярный мониторинг, решили нажиться. ИНЦ СО РАН не может выступать непосредственным представителем музея, но готов оказывать любую консультативную и методическую поддержку, поскольку одной из задач научного центра является популяризация науки. Однако сейчас музей существует в юридическом формате общества с ограниченной ответственностью. Претензия, которую направили нам из Москвы, содержит многочисленные нарушения по форме, неизвестно как был подсчитан этот миллион убытков, и её подача не может рассматриваться судом в качестве попытки досудебного урегулирования спора.

Непосредственное участие в становлении «Экспериментария» в свое время принял директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев:

- Я был свидетелем появления «Экспериментария» в Иркутске. Еще в начале 2000-х Константин рассказал, что был потрясен наблюдениями аналогичного комплекса в Сан-Франциско. У меня к тому времени была зарегистрирована общественная организация, и под нашу задумку мы смогли получить приличный грант. Я был свидетелем того, как Константин придумал это название в самом начале пути и с тех пор никак его не менял, даже шрифт. Мы договаривались с кафедрами на физическом факультете, все приборы музея создавались руками студентов и работников физфака. Понятно, что, если москвичи вырвут злополучный миллион, это приведет к закрытию иркутского музея. Такого допустить никак нельзя, мы очень рассчитываем на отклик общественности.

– Мы не собираемся сдаваться, работаем. С января планируем запускать научные кружки, где ребята бы обучались мастерить всякие диковины сами. Подобные кружки были в СССР и имели огромный успех. За время существования музея у нас бесплатно побывали более двенадцати тысяч детей: из малоимущих семей, исправительных колоний. Имеется стопка каких угодно благодарственных писем. Согласно книге отзывов, нас посетили туристы из 27 стран мира, а музей на сегодняшний день – один из самых больших в стране. В Иркутске не так много своих собственных брендов, и мы – один из них, так давайте будем за него бороться все вместе. В этом деле общественная поддержка может оказать важнейшее значение, – закончил пресс-конференцию Константин Кравченко. К оглавлению .


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное