Вчера вечером в США были опубликованы первые предварительные результаты начала сезона предрождественских распродаж. По данным исследовательской компании ShopperTrak, трафик покупателей в обычные магазины в «черную пятницу» сократился почти на 2%. Эксперты отмечают продолжение тенденции прошлых лет, в рамках которой покупательская активность смещается из офлайна в онлайн, хотя и не так активно, как этого ранее можно было ожидать.
[photo 40531]
Руками в телефоне, а не ногами в магазине
В отчете ShopperTrak сообщается, что по предварительным результатам в День благодарения (четверг) и «черную пятницу» покупательский трафик в сократился на 1% по сравнению с прошлым годом, а в саму «черную пятницу» — на 1,7%. Эксперты компании отмечают, что такая картина соответствует тому, что происходило в последние несколько лет. «Тот факт, что совокупный трафик за два дня остался почти неизменным с прошлого года, как и за последние три года, доказывает неправоту утверждения, что "черная пятница" больше непопулярна,— считает старший директор ShopperTrak по международному консалтингу в области розничной торговли Брайан Филд.— Покупки в физических магазинах продолжают быть специальным мероприятием для потребителей. Основываясь на этих данных можно сказать, что ритейлерам удастся показать успешный праздничный сезон».
В денежном выражении итоги «черной пятницы» могут дать больше поводов для оптимизма. По данным Mastercard, объем продаж в «черную пятницу» — как онлайн, так и офлайн — составил $23 млрд, что на 9% больше, чем в прошлом году. Платежная система прогнозирует, что за весь праздничный сезон с 1 ноября по 25 декабря розничные продажи могут вырасти на 5% по сравнению с прошлым годом. «Мы зафиксировали неплохой старт,— отмечает в интервью телеканалу CNN старший советник Mastercard Стив Садоув.— Хорошая динамика отмечается как в онлайн-, так и в офлайн-каналах».
Другие исследователи фиксируют более значительный рост продаж через онлайн-каналы. Так, по данным Adobe, в эту «черную пятницу» продажи через интернет подскочили по сравнению с прошлым годом на 23,6% — до $6 млрд. Также в этом году покупки, совершенные в «черную пятницу» при помощи смартфонов, впервые в истории превысили отметку в $2 млрд. По сравнению с прошлым годом трафик с мобильных в этом году вырос на 33,5%. «Ритейлеры сделали все, чтобы создать для покупателей удобные условия для совершения покупки при помощи мобильных телефонов»,— сообщил телеканалу CNBC директор Adobe Digital Insights Тейлор Шрайнер.
Американским ритейлерам не привыкать меняться в соответствии с предпочтениями потребителей и подстраиваться под них. В свое время распродажи в «черную пятницу» начались не сами собой, а после того как магазины заметили, что продажи в первый день после Дня благодарения больше, чем в другие пятницы года. Поскольку прибыльные показатели в бухгалтерской отчетности записывались черными чернилами, а убыточные — красными, эту пятницу и назвали «черной» — по цвету чернил, обозначающих прибыльную торговлю.
Особенная стать Европы
В Европе «черная пятница» стала популярна лишь в последние несколько лет. Раньше других американский аттракцион пришел в Великобританию — в 2013–2014 годах, а затем распространился и в странах континентальной Европы. Эксперт бизнес-школы Audencia (Нант, Франция) Флоран Тузе в интервью “Ъ” сообщила, что в этом году во Франции «черная пятница» повсеместно отмечается лишь второй год. «Это видно как из активности ритейлеров, так и из освещения в СМИ. В мероприятии участвуют все сектора: товары для отдыха, занятия спортом, модная индустрия, автомобильные производители — все делают какие-то спецпредложения,— отмечает эксперт.— Коммуникация совершается как при помощи соцсетей, так и электронных рассылок, по радио, информации на сайтах, плакатах в магазинах».
Читайте также:
При этом французские ритейлеры предпочитают не слепо копировать американский опыт, а учитывать как особенности местных традиций и менталитета, так и глобальные тенденции потребительского рынка. «Местные бренды внедряют "черную пятницу" как новую дату своего промокалендаря, но делают это вынужденно — под давлением со стороны конкуренции онлайн-магазинов. Дело в том, что во Франции это не самая подходящая дата для скидок — когда до Рождества остается всего месяц, люди и так начинают делать подарки. Поэтому если ритейлеры будут слишком увлекаться скидками, они окажутся в убытке»,— считает Флоран Тузе. Еще одной особенностью французского рынка является то, что «черная пятница» здесь традиционно рассматривается как противоречивый феномен — ее часто критикуют как символ неумеренного потребления.
Евгений Хвостик