Киоск на Центральном рынке и три человека – так в 1993-м начиналась компания «Сервико». Сегодня это крупнейшая дистрибьюторская и логистическая компания Сибири, в штате которой трудится свыше 5,5 тысяч сотрудников… Что помогло добиться таких успехов? Как удается расти на 10% в год вопреки кризису? Директор компании Виктор Захаров выступил на SBERTALKS и поделился своими правилами бизнеса.
Правило №1. Помните: в бизнесе нет ничего случайного
25 лет назад «Сервико» не была такой, как сейчас. Начиналось все с одного киоска на Центральном рынке в Иркутске. Но когда кто-то создает компанию, он, конечно, не думает о том, что она проработает 10, 15, 20 лет…
Как получилось такого добиться? Мне часто задают этот вопрос. Некоторые люди говорят: «оказался в нужный час в нужном месте», «повезло». Мне не повезло. Я уверяю: в бизнесе, как и в жизни, нет ничего случайного. Происходит целая череда событий, и, чтобы оказаться в точке Б, нужно проделать какой-то маршрут из точки А. Если вы сидите дома и ничего не делаете, то ничего и не произойдет. «Случайности» происходят только в том случае, когда человек пытается каждый день что-то делать, развиваться, общаться, учиться.
Если к вам приходят с каким-то предложением по бизнесу – это не просто «везение». К человеку «с улицы» не придут. За вами смотрели, за вами наблюдали, оценивали результаты вашей работы. Так что рецепт прост: нужно заниматься делом, ставить перед собой цели и достигать их.
Правило №2. Будьте честными
Один из ключевых принципов в бизнесе для меня – это честность. Если вы изначально ведете бизнес, чтобы где-то смухлевать, где-то обмануть, где-то недоработать – все это будет видно. Так же видно и честность – по отношению к себе, по отношению к другим. В компании «Сервико» мы поступаем так: если кто-то нас обманул, мы делаем выводы и не допускаем, чтобы случай повторился. В «Сервико» не обманывают.
Правило №3. Цените команду, мотивируйте сотрудников
Компании «Сервико» могло бы и не быть. Я работал бы на железной дороге, диспетчером. Но девяностые внесли коррективы. Зарплаты, которую я заработал в первые месяцы работы на ЖД, не хватало на жизнь. Я принял решение, что не готов так жить. Потому и родился бизнес.
Работали много, часто до 12 часов ночи. И когда ты знаешь дело изнутри, когда поработал «своими руками», ты понимаешь, насколько тяжелый это труд. Осознаешь, что каждый человек, каждый сотрудник компании очень важен. К людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе – тогда все будет благополучно, тогда будет хорошая команда.
И не надо жалеть средств на корпоративные мероприятия. Это очень важно – когда коллектив работает не только из-за денежной, финансовой мотивации.
За 25 лет в «Сервико» в разных субъектах Федерации отработало 34 тысячи человек. Свыше 500 человек отработали в компании более 10 лет. Топ-менеджеры на 99% – это люди, которые выросли внутри компании. Это то, чем можно гордиться.
Правило №4. Не жалейте денег на топ-менеджеров
Когда ваша компания становится такой большой, что вы сами уже не можете ей управлять – делегируйте это топ-менеджерам. При этом очень важно, чтобы они – это мой личный взгляд – получали большую зарплату. Например, если водитель зарабатывает 40-60 тысяч рублей, то руководитель, директор не может получать 100 тысяч. Он должен получать совершенно другие деньги, не на 50% больше, а в разы. Это принцип компании «Сервико». При этом все топ-менеджеры должны зависеть от определенных KPI (рентабельность, чистая прибыль компании). Это работает!
Поделюсь одним удачным примером. Недавно ездил на одну из конференций – как правило, каждый производитель собирает своих дистрибьютеров раз в год. Обычно я на эти встречи не езжу – это делает топ-менеджер – а тут получилось. И вот на конференции – компанию знают, а меня нет. Спрашивают: «А Захаров – это кто такой?». «Ну, из Иркутска… Компания «Сервико»…». «А от вас раньше другой человек приезжал…». Так в процессе я выясняю, что они считают этого человека владельцем «Сервико».
Как вы думаете, хорошо это или плохо? Конечно, хорошо! Это говорит о том, что топ-менеджер уже подсознательно компанию «Сервико» считает своей, он за нее бьется, он за нее все сделает. Если вы добьетесь такого работника, это просто шикарно!
Правило №5. Инвестируйте в технологии
Современные технологии очень важны. Мир меняется, бизнес никогда не стоит на месте, всегда нужно быть на шаг впереди.
Чтобы работать было экономически выгодно, мы используем передовые технологии. Компании-конкуренты сегодня этого повторить не могут. Если бы они сделали это раньше, смогли бы – но сегодня эта ниша занята, развиваться в ней с нуля уже сложно. Надо всегда сделать так, чтобы опередить кого-то на один-два шага.
Для того, чтобы сделать сегодня что-то новое в бизнесе, для того, чтобы заработать деньги при сегодняшней экономике, надо постоянно внедрять новое – новые технологии, новые идеи. И не нужно ждать, не нужно думать: «Сейчас и так получается, а когда «припрет», тогда и начну…».
Конечно, чтобы это сделать, надо месяц поработать до полуночи. Но ты делаешь это – и получаешь лучший результат. Если ты этого не сделал – то тебя кто-то опередил. Если ты не меняешь технологии, логистику, автомобили – они все устаревают, и бизнес становится экономически невыгодным. Если бы мы сегодня возили товары на машинах десятилетней давности, которые потребляли 50 литров топлива на 100 км, мы бы остались вне рынка.
Правило №6. Не бойтесь кризисов
В кризис никогда не надо нервничать, потому что в этих же условиях находятся все ваши конкуренты. Да, в мировых масштабах становится сложнее – я имею в виду банковские ставки, стагнирующий потребительский спрос, но эта ситуация одинакова для всех.
Надо встать на час раньше, лечь на час позже, пересмотреть внутренние резервы и работать, не паниковать, не говорить: «Все пропало, бизнес больше не нужен». Ваш конкурент точно так же сидит и думает: «Все очень тяжело, все очень сложно». Если вы в себя верите, то это наоборот возможность сделать два шага вперед, пока другой находится в критическом настроении.
Кризис – понятие относительное, не бывает такого, что он наступает в один день, а тем более – он не проходит в один день. К этому надо привыкать и в этих условиях работать.
Правило №7. Диверсифицируйте бизнес
Диверсификация бизнеса нужна, но с этим ни в коем случае нельзя переусердствовать, нужен баланс. Если у вас хороший бизнес, который сегодня приносит хорошие доходы и дает свободные деньги для параллельных проектов, вы не должны забывать, что основной бизнес – это та «курочка», которая несет «золотые яйца», ее ни в коем случае нельзя зарезать. Иными словами, основной бизнес нельзя бросать, уделять ему меньше внимания.
Ни в коем случае нельзя делать сразу же три-четыре новых проекта – в итоге во всех трех-четырех можно получить убытки. Распределяйте силы: часто не хватает ни человеческих, ни финансовых ресурсов – в итоге страдает всё.
Еще очень важно: если вы делаете какой-то другой бизнес, надо в нем хорошо разбираться. Например, медицина. Предположим, вам говорят: давайте построим медицинский центр. И на бумажке – все прекрасно, хорошо, приносит отличную прибыль. Но вы начните с небольшой стоматологической клиники, чтобы понимать, что такое медицинские услуги. Возможно, понадобится профильное образование. Когда вы запускаете новый бизнес, надо начинать с чего-то маленького: если у вас не получится, ваше основное дело от этого не пострадает.
Вот конкретный пример – наш девелоперский бизнес, проект «Доходный дом» на 150 квартир. Этот проект мы откладывали 8 лет: не начинали, считали, сколько в него надо вложить, чтобы все сделать правильно, а не тяп-ляп, изучали рынок. Если в Европе 50% населения живет в съемных квартирах, то у нас здесь – свои риски. И мы их понимаем. Сегодня мы вкладываем деньги в этот проект, и он не вредит ни одному из трех основных бизнесов.
Правило №8. Учитесь у других
Надо всегда иметь возможность учиться у своих конкурентов. Другой взгляд на тот же бизнес – это очень ценно. Например, ты думаешь, что транспортный бизнес у тебя выстроен идеально – ты в интернете смотрел, учился, но вот ты едешь в Германию и понимаешь, что половину делаешь не так.
Недавно компания MAN пригласила нас на завод, который проводит тендеры по приобретению автотранспорта, где мы покупаем по 70-80 единиц техники. Мы попросили, чтобы нам показали такую же компанию, как у нас, в Германии, но которая гораздо крупнее. И мы увидели достаточно много интересного, что надо нам применять, чтобы сделать шаг вперед. Да, это будет стоить денег, но завтра это поможет нам в развитии бизнеса.
Правило №9. Никогда не сдавайтесь
Разные проблемы бывают каждый день, но один из самых ощутимых кризисов, который был внутри нашей компании, произошел в 2011 году. Тогда один из основных партнеров-поставщиков перестал с нами работать. Чтобы понимать масштаб, это составляло примерно 50% оборота компании. Имея склады, транспорт, вы несете постоянные затраты, которые не можете сократить – за все надо платить.
Я должен признать, что тогда, в 2011 году, был момент в моей жизни, когда у меня была мысль закрыть дистрибьютерское направление. Сложная ситуация была. Но те вложения, которые были сделаны в коллектив, в итоге помогли. Коллектив сказал: «Виктор, не надо этого делать. Мы перетерпим. Полгода, год – мы все вернем, все сделаем».
И действительно, со своим коллективом мы не только вернули все. У нас освободились финансовые ресурсы, которые мы направили «с нуля» на развитие нового направления – алкогольной продукции. 7-8 лет назад у нас не было бизнеса по алкоголю. А сегодня в четырех субъектах Федерации – Иркутской области, Бурятии, Забайкальском и Красноярском краях – 80% всего законного алкоголя приходится на компанию «Сервико»
Теперь я даже благодарен, что все так случилось в 2011 году. Если бы не та ситуация, у нас не было бы финансовых ресурсов, чтобы направить их в новый бизнес. Я благодарен своему коллективу, который поддержал меня в тот момент. Повторюсь: в бизнесе не бывает ничего случайного.
Правило №10. Берегите свой тыл, думайте о близких
Семья – это первое, что сыграло роль в том, чтобы я вообще занялся бизнесом. С женой мы уже 26 лет, у нас двое детей, старшей дочери 25 лет, младшей – 14. Бизнес невозможен без моей супруги, без моей семьи. Это – одна из личных мотиваций для меня.
Моя мама была управляющей банком, отец – директором Центрального рынка, и они мне не дали ни копейки денег, никогда в жизни, зато дали возможности. Я тоже не хочу давать своим наследникам деньги. Считаю, что должен оставить детям, внукам, правнукам хороший бизнес.
Виктор Захаров , директор компании "Сервико".
Читайте также:
Фото: А. Фёдоров