Региональных предпринимателей, принявших участие в Байкальском международном форуме партнеров, не в последнюю очередь интересовала возможность пообщаться с представителями венчурного фонда Alibaba. О том, как проходили переговоры с инвесторами и зарубежными партнерами, портал SIA.RU спросил у Ильи Банникова, начальника отдела ВЭД департамента поддержки предпринимательства и ВЭД ТПП ВС, который был ответственным куратором по организации презентации компаний и B2B переговоров.
«Представители Alibaba сразу обозначили, какие проекты они хотят посмотреть»
Представители венчурного фонда группы компаний Alibaba сказали всего несколько общих слов, просмотрев презентации наших предпринимателей. В чем был смысл?
– Поверьте, все, что вы здесь видели, было не просто так. Да, представители Алибабы не сказали ничего конкретного. Но таков формат: когда проекты презентуются публично, решения не озвучиваются тут же. Вообще, публичные слушания решают две задачи. Во-первых, позволяют рассмотреть проект и понять, есть ли в нем «зерно», есть ли смысл с ним дальше работать, проводить экспертизу и так далее. Во-вторых, показывают нашим предпринимателям, что в регионе есть инвестиционные возможности, пусть и не от российских инвесторов.
– С презентацией мог выступить каждый желающий?
– Не совсем. Проектов было очень много, до презентации дошла лишь часть. Список выступающих мы предварительно согласовали с представителями Alibaba. Они сразу обозначили, какие проекты они хотят посмотреть, а какие им не интересны. Вы заметили, наверное, что все презентации были переведены на китайский язык. Это было одним из требований инвесторов.
Какие проекты интересны китайским инвесторам?
– Венчурный фонд группы компаний Alibaba инвестирует в основном в IT-направление, в современные технологии.
Что презентовали мы?
– У нас много, даже переизбыток проектов, связанных с работой руками, с добычей и переработкой. Хотелось бы, конечно, побольше технологичных проектов, где ребята зарабатывают головой. Всего было порядка семнадцати инвестиционных проектов.
Что будет дальше с проектами, которые были презентованы на форуме?
– Это первый визит Alibaba по отбору инвестиционных проектов. Но так или иначе решения по презентациям будут приняты. По перспективным проектам диалог продолжится. В любом случае, это огромная возможность. Не каждый одаренный бизнесмен, даже приехав в Китай, сможет встретиться с руководителем венчурного фонда группы компаний Alibaba. Все-таки, речь идет о больших деньгах. А деньги, как известно, любят тишину и стратегию. Скажу больше: узнав, что Alibaba в Иркутске, к нам начали звонить из других городов и мы организовали скайп-конференцию, на которой были презентованы еще девять проектов из Красноярска, Москвы и даже из Лондона.
Что делать тем, кто не успел?
– Если у вас есть инвестпроект, но вы упустили возможность выступить с презентацией на этом мероприятии, можете обратиться в Торгово-промышленную палату Восточной Сибири. Благодаря нашему Политехническому университету, мы установили с группой компаний Alibaba хорошие отношения. ИРНИТУ единственный получил персональное право отбирать инвестпроекты для их венчурного фонда по всей России, и есть договоренность, что ТПП будет участвовать в этом процессе и помогать с оформлением. Мы приложим все усилия, чтобы эти проекты были замечены, потому что продвижение предпринимателей – одна из основных задач палаты.
«Услуги представляли наши китайские партнеры»
Презентация проектов проходила не только в секции «Возможности инвестиционного сотрудничества», но и на следующий день, на площадке B2B переговоров. О чем были эти проекты?
– Презентации на площадке B2B переговоров были сгруппированы нами по отраслевому принципу. Были проекты, связанные с техникой – медицинской или газодобывающей. Например, «МедТехСервис», который производит тест-полоски и приборы по определению уровня сахара в крови и проект «Роторная управляемая система» по сверлению шлейфа для добычи сырья. Затем были проекты пищевой промышленности: «Гомельская мясо-молочная компания», «Хунс Комплекс» из Монголии, наша рыбоперерабатывающая компания – ИП Шарпинская. Были БАДы, косметика.
Отдельным блоком взяли туризм, презентовали нашу ОЭЗ «Ворота Байкала», «Тельминскую фабрику» – проект по восстановлению старинного промышленного центра. В категории техники и промышленного оборудования представили индустриальный парк на площадке АЭХК. Презентации этого дня были рассчитаны в первую очередь на поиск партнеров. Некоторые проекты, например, «Дикая Сибирь», занимающаяся дикоросами, были презентованы на обеих площадках.
Были ли проекты, связанные с оказанием услуг?
– В основном были товары. Услуги представляли наши китайские партнеры, компания «Hao international logistic».
«На B2B-биржу мы приглашаем зеркальные компании»
Расскажите о площадке B2B переговоров. Что это за формат?
– Принцип организации B2B-биржи заключается в том, чтобы на основе потребностей тех компаний, которые сюда приезжают, подобрать зеркальные компании, которые смогут эти потребности удовлетворить. Просто так, не по профилю, мы не зовем.
Переговоры проходили тоже по отраслевому принципу?
– Да. В переговорах участвовали угольные компании, компании лесопромышленного комплекса, сельскохозяйственные и продовольственные компании, торговые сети, а также банки и финансовые учреждения.
Что интересовало наших китайских партнеров?
– Китайских партнеров интересует сырьевой экспорт: им нужен лес, пиломатериалы, уголь. Много предложений было по международной логистике: у китайских компаний широкая сеть в России, они предлагают возить наши товары.
А несырьевой экспорт?
– Одна из китайских компаний, участвующих в форуме, «Биологическая компания Харбин Шенхуа Хуиканг», занимается реализацией БАДов в своей торговой сети. У них есть своя технология производства, и они хотят закупать у нас сырье. Здесь у них была цель установить отношения с нашими производителями суспензии из дигидрокверцетина и заготовителями чаги. Насколько я знаю, у них это получилось.
Соответственно, наши заготовители чаги и производители готового продукта заинтересованы в выходе на торговые аптечные сети, на салоны красоты, санатории, то есть те места, где люди смогут протестировать их продукты. Дигидрокверцетин широко известен сейчас по всему миру, и наши компании с его помощью приобретают известность за рубежом.
Компании из Республики Беларусь, напротив, хотели поставлять нам продукты?
– Да, белорусские компании интересует экспорт мясопродуктов. Концерн «Милкавита» – один из крупнейших производителей Беларуси. У них огромная линейка продукции, им нужны наши торговые сети, ритейлеры, объемы. Благодаря тому, что у нас с ними открыты таможенные границы, они очень заинтересованы в выстраивании с нами постоянных отношений, несмотря на большие расстояния. Наших белорусских коллег интересуют и китайские торговые сети, которые тоже здесь присутствовали.
Чего хотела Монголия?
– Со стороны Монголии в переговорах участвовали представители крупнейшей торговой сети страны, «Номин Холдинг». Компания владеет широкой сетью супермаркетов по всем аймакам (современная административная единица в Монголии, – ред.) и в Улан-Баторе. Они заинтересованы в импорте продуктов питания от наших производителей. Вообще, «Номин Холдинг» занимается не только ритейлом, но и строительством, внешнеэкономической деятельностью, это очень большая компания, монополист на рынке Монголии, очень многие хотели пообщаться с ее представителями.
В «Номин Холдинг» хорошо знают нас: ТПП организует бизнес-миссии на протяжении многих лет, и когда мы едем в Монголию, везем наш бизнес именно к ним. Нынче «Номин» приехал к нам.
Одна из крупнейших монгольских компаний, «Хунс Комплекс», производит мясо и мясопродукты. Она заинтересована как в экспорте, так и в импорте продуктов питания. Они активно вели переговоры с нашими торговыми сетями: «Слатой», «Командором», «Удачей».
О чем договаривались банки?
– Инициаторами круглого стола с банками были наши китайские партнеры. От них была большая делегация, и каждый человек представлял отдельный город. Были руководители Банка Автономного района Внутренняя Монголия. С нашей стороны были представлены все ведущие банки. Модератором круглого стола была Александра Анатольевна Макарова, руководитель ВТБ, она же возглавляет комитет по предпринимательству в сфере финансовых инвестиций при ТПП ВС. В повестке было шесть вопросов, говорили в том числе об инвестициях в наш бизнес. В конце этой встречи прошло подписание соглашения между Агентством инвестиционного развития и Россельхозбанком.
Много ли компаний участвовали в переговорах?
– В целом, в площадке приняли участие порядка восьмидесяти – ста компаний как с российский, так и с белорусской, монгольской и китайской стороны.
«В ТПП приходят еще и потому, что это всемирная сеть»
Презентации и переговоры шли параллельно, на одной площадке. Судя по всему, у ТПП уже есть подобный опыт?
Читайте также:
– Мы занимаемся этим постоянно, практика у нас сложилась серьезная, потому что организовывать контакты предпринимателей на региональном, федеральном и зарубежном уровне – одна из основных функций Торгово-промышленной палаты, закрепленная в уставе. Делегации из-за рубежа мы принимаем каждый месяц. Наши делегации регулярно возим и по России, и за границу. За последнее время мы успели посетить Вьетнам, Корею, Казахстан. На крупных международных выставках мы обычно делаем коллективный стенд. Это стоит достаточно больших денег, но предприниматели за него не платят: платят только за дорогу и проживание.
Активно ли региональный бизнес пользуется этой возможностью?
– В основном пользуются предприниматели, которые занимаются производством. Сейчас мы хотим привлечь и бизнес, связанный с несырьевым экспортом.
Должен сказать, что в ТПП приходят еще и потому, что это всемирная сеть. Мы всегда можем обратиться к нашим коллегам, например, в ТПП Гомельской области, и они отработают наш запрос. А мы, в свою очередь, отработаем их запрос в нашем регионе. И такие связи есть не только по линии ТПП, но и с другими организациями, которые занимаются поддержкой бизнеса как в России, так и за рубежом. За 45 лет ТПП ВС заключила свыше пятидесяти соглашений с иностранными партнерами. Все они готовы принять нас у себя.