Банкиры отмечают, что внедрение системы быстрых платежей (СБП) для оплаты товаров и услуг развивается в основном представителями малого и среднего бизнеса. Крупные ритейлеры заняты борьбой за снижение комиссий по стандартному эквайрингу и откладывают введение нового сервиса. Банкиры, наоборот, пытаются комиссии сохранить. Но последствия оказываются аналогичными – кредитные организации, со своей стороны, также не занимаются развитием альтернативного сегмента СБП.
Как рассказали “Ъ” источники на финансовом рынке, крупные ритейлеры откладывают подключение к сервису оплаты через СБП. В частности, по информации собеседников “Ъ”, такие работы временно приостановили «М-Видео» и «Детский мир». Получить комментарии сетей “Ъ” не удалось.
Принимать платежи за товары или услуги через СБП стало возможно с октября прошлого года. Но сегодня на сайте НСПК, которая выступает операционным и платежным клиринговым центром СБП, перечислены только 12 структур, клиенты которых могут отправлять и принимать оплату через СБП.
По словам банкиров, интерес к услуге сегодня проявляет в основном малый бизнес. Так, директор по развитию Делобанка (входит в группу СКБ) Ирина Кузьмина сообщила, что в июне количество платежей через СБП посредством QR-кодов увеличилось почти втрое, оборот вырос в пять раз, средний чек — почти в два раза. «Куаринг является выгодной альтернативой дорогостоящему эквайрингу, а рост среднего чека свидетельствует о том, что покупатели начинают больше доверять новому способу оплаты»,— говорит она.
Читайте также:
В банке «Тинькофф» картина немного другая — там отметили, что по сравнению с маем оборот платежей через СБП при помощи QR-кодов почти удвоился, но оказался ниже февральского. Одной из причин невысоких оборотов по оплате с помощью QR-кодов в банке считают тот факт, что далеко не все игроки рынка подключили оплату С2В в рамках СБП. На это же некоторое время назад обращала внимание и первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, которая заявила, что проблема медленного развития сервиса оплаты через СБП заключается в банках. «Не все банки готовы в этой теме быстро двигаться, потому что они до последнего пытаются сохранить эквайринговые комиссии по картам»,— заявила она.
Между тем, утверждает один из собеседников “Ъ”, усилия ритейлеров, наоборот, сосредоточены на том, чтобы как минимум продлить временное снижение комиссий по классическому эквайрингу, а в идеале закрепить нынешние ставки на постоянной основе и расширить их действие.
Максим Буйлов