Второй тур на осенних губернаторских выборах вероятен в пяти регионах: помимо самой сложной для федерального центра Иркутской области это Архангельская, Костромская и Пензенская области, а также Краснодарский край. К такому выводу пришли авторы очередного рейтинга политической устойчивости губернаторов, подготовленного компанией «Минченко консалтинг».
В новом выпуске доклада «Госсовет 2.0» эксперты «Минченко консалтинга» по традиции оценили политическую устойчивость губернаторов исходя из девяти критериев. Шесть из них приносят баллы (в частности, поддержка статусных федеральных политиков, наличие в регионе больших проектов, качество политического менеджмента), а три, наоборот, их отнимают (федеральные и региональные конфликты, уголовные дела в отношении окружения). О высокой устойчивости говорит рейтинг более 15 баллов (например, у главы Чечни Рамзана Кадыров он составляет 19 баллов, у мэра Москвы Сергея Собянина — 18 баллов), а те, кто набрал 10 баллов и меньше, находятся в «красной зоне».
Все они были разделены на три группы по степени вероятности вторых туров. Оценки давались на основе рейтинга устойчивости и с учетом мнения сторонних экспертов, которые, по словам главы «Минченко консалтинга» Евгения Минченко, оказались настроены более скептично. При этом традиционные факторы политической устойчивости могут быть «опрокинуты» за счет «антиистеблишментной волны», оговаривается политолог.
К регионам с высокой вероятностью второго тура эксперты отнесли Архангельскую, Пензенскую, Костромскую и Иркутскую области, а также Краснодарский край. Еще в трех субъектах — Ростовской и Тамбовской областях и Пермском крае — эта вероятность оценивается как средняя, а в остальных десяти ожидается победа действующих руководителей «за явным преимуществом».
Одной из самых сложных кампаний для федерального центра авторы доклада считают выборы главы Иркутской области.
Врио губернатора Игорь Кобзев (9 баллов) возглавил регион в декабре 2019 года, после отставки коммуниста Сергея Левченко, и, по мнению экспертов, это назначение прошло без согласования со всеми группами интересов, традиционно влияющими на иркутскую политику. «Это обстоятельство заметно осложняет консолидацию местных элит вокруг "варяжского" руководителя»,— отмечается в докладе. Против врио губернатора также работает низкая степень публичности. Основной кандидат от оппозиции — выдвиженец КПРФ, выходец из ФСБ Михаил Щапов, который на выборах в Госдуму 2016 года победил единоросса в одномандатном округе. Даже если Игорь Кобзев выиграет, но не выполнит данные местным элитам обещания, конфликт в регионе разразится с новой силой уже в ближайшем году, прогнозируют эксперты.
Читайте также:
Сложности они пророчат и врио главы Архангельской области Александру Цыбульскому (10 баллов). Его «медовый месяц» оказался сорван из-за неудачной попытки объединения региона с Ненецким автономным округом, которая была поддержана Кремлем, но встретила противодействие жителей округа. Правда, источник “Ъ”, близкий к руководству региона, считает, что попытка объединения все-таки играет на руку врио губернатора, так как жители области в массе своей поддерживали проект. При этом ключевую для региона экологическую тему господин Цыбульский у оппозиции фактически перехватил, заявив о закрытии и рекультивации мусорного полигона в Шиесе.
В этом году Кремль «под воздействием внешних обстоятельств» снизил интенсивность ротации губернаторского корпуса: если на выборах 2019 года инкумбентов было лишь 3 из 16, то сейчас — 9 из 18, отмечают эксперты. И это, по их мнению, порождает риски. «Во-первых, запрос на обновление власти и элиты сохраняется. Во-вторых, наглядный пример поражения инкумбентов по итогам вторых туров в 2018 году все еще мотивирует оппозиционных кандидатов на активность»,— говорят они.
Андрей Винокуров