Новости

Опубликован рейтинг железнодорожных операторов РФ в первом полугодии 2020 года

Рейтинг железнодорожных операторов за тяжелое для отрасли первое полугодие 2020 года не претерпел изменений, хотя расценки и грузовая база продолжают падать. В условиях, когда ставки находятся стабильно ниже лизинговых платежей в сегменте полувагонов и нефтеналивных цистерн, операторы, у которых есть свободные средства, активно выкупают подвижной состав из лизинга. В наиболее тяжелой ситуации оказались те участники рынка, у которых в лизинге находится весь парк.

Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в первом полугодии 2020 года

  Место в целом По количеству вагонов
1-е полугодие 2020 1-е полугодие 2019 по перевозкам по грузообороту в собственности в управлении
ФГК 1 1 2 2 1 1
ПГК 2 2 1 1 2 2
Globaltrans 3 3 3 6 3 6
«Нефтетранссервис» 4 4 4 5 5 4
«Трансойл» 5 5 6 9 6 7
«Модум-Транс» 6 9 7 3 7 3
ГК РТК 7 6 8 8 4 5
СУЭК 8 7 5 4 15 8
«Трансконтейнер» 9 8 12 11 8 10
УГМК 10 18 13 12 12 13
«Новотранс» 11 12 9 7 10 12
«Газпромтранс» 12 10 11 13 15 11
RailGo 13 13 15 20 11 14
«Атлант»* 14 14 10 10 14 9
«ЛУКОЙЛ-Транс» 15 21 18 22 16
ТГК 16 17 20 18 21 17
НХТК 17 24 23 23 19 15
«Апатит» 18 27 26 19 21 18
«Евросиб СПб» 19 20 21 16 16 18
«Мечел-транс» 20 19 17 15 23

Железнодорожные операторы закончили первое полугодие на фоне коронакризиса, спада погрузки на 4,5% и тревожных экономических прогнозов не так плохо, как можно было бы ожидать. Как следует из рейтинга INFOLine Rail Russia Top за первое полугодие, в общей сложности 35 крупнейших операторов перевезли 516,8 млн тонн, что лишь немногим больше прошлогодних 519,5 млн тонн, а суммарный грузооборот даже вырос на 2,9%, до 1069,5 млрд тонно-км.

Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина улучшила свои позиции, обойдя лидера рейтинга Федеральную грузовую компанию (ФГК, входит в ОАО РЖД) по грузообороту, который, согласно рейтингу, у ФГК упал на 23%, отражая сокращение объема перевозок угля, наиболее дальнего массового груза. Перевозки угля в целом по сети ОАО РЖД за первое полугодие сократились на 10,1%, опережая общий спад погрузки. Но в целом лидеры рейтинга не изменились: ФГК по-прежнему занимает первое место, ПГК — второе, на третьем — Globaltrans.

«Пандемия коронавируса, замедление экономической активности и сокращение грузовой базы отразились на работе всех операторских компаний в первом полугодии,— говорят в ПГК.— Это видно по общему объему погрузки на железной дороге. Тем не менее сейчас ситуация на сети улучшается, так как многие отрасли восстанавливаются после снятия ограничений». В компании отмечают, что конкурируют не только с другими операторами, но и, например, с автотранспортными компаниями, речным флотом в сезон навигации.

Вместе с тем ситуация с погрузкой и профицитом парка на сети остается тревожной. В августе спад погрузки заметно замедлился, составив лишь 0,8% к августу минувшего года и 4% накопленным итогом, но в сентябре ОАО РЖД ожидает сокращения погрузки на 2%, по итогам года — все еще на 5%.

Замгендиректора монополии Алексей Шило говорил 7 сентября, что грузы, которые занимают наибольший объем в погрузке, не растут: тяжелая ситуация с нефтепродуктами (падение на 10%), с черными металлами (на 12%) и с углем. Хотя, отметил он, по углю в основном речь идет о внутрироссийских перевозках, по экспорту «уже второй месяц подряд небольшой рост на уровне 1%». Как пояснял в августе первый заместитель главы ОАО РЖД Вадим Михайлов, на уровень 2019 года погрузка, возможно, выйдет лишь после 2021 года. Кризис и профицит парка нанесли серьезный удар по железнодорожному сегменту: по оценкам ИПЕМ, потери операторов за март—июль составили 58,4 млрд руб., монополии — 28 млрд руб.

Первое полугодие было для операторского рынка крайне сложным, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Осенью возможно некоторое улучшение, поскольку в августе погрузка перестала падать так сильно, как раньше, но финансовые ресурсы игроков ограниченны: ставки аренды и доходность оперирования полувагонами и нефтеналивными цистернами находится устойчиво ниже лизингового платежа. В этой ситуации, говорит эксперт, игроки, имеющие финансовые ресурсы, выкупают вагоны из лизинга — так, в частности, сделали СУЭК и «Новотранс».

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/