Рейтинг железнодорожных операторов за тяжелое для отрасли первое полугодие 2020 года не претерпел изменений, хотя расценки и грузовая база продолжают падать. В условиях, когда ставки находятся стабильно ниже лизинговых платежей в сегменте полувагонов и нефтеналивных цистерн, операторы, у которых есть свободные средства, активно выкупают подвижной состав из лизинга. В наиболее тяжелой ситуации оказались те участники рынка, у которых в лизинге находится весь парк.
Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в первом полугодии 2020 года
|
Железнодорожные операторы закончили первое полугодие на фоне коронакризиса, спада погрузки на 4,5% и тревожных экономических прогнозов не так плохо, как можно было бы ожидать. Как следует из рейтинга INFOLine Rail Russia Top за первое полугодие, в общей сложности 35 крупнейших операторов перевезли 516,8 млн тонн, что лишь немногим больше прошлогодних 519,5 млн тонн, а суммарный грузооборот даже вырос на 2,9%, до 1069,5 млрд тонно-км.
Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина улучшила свои позиции, обойдя лидера рейтинга Федеральную грузовую компанию (ФГК, входит в ОАО РЖД) по грузообороту, который, согласно рейтингу, у ФГК упал на 23%, отражая сокращение объема перевозок угля, наиболее дальнего массового груза. Перевозки угля в целом по сети ОАО РЖД за первое полугодие сократились на 10,1%, опережая общий спад погрузки. Но в целом лидеры рейтинга не изменились: ФГК по-прежнему занимает первое место, ПГК — второе, на третьем — Globaltrans.
«Пандемия коронавируса, замедление экономической активности и сокращение грузовой базы отразились на работе всех операторских компаний в первом полугодии,— говорят в ПГК.— Это видно по общему объему погрузки на железной дороге. Тем не менее сейчас ситуация на сети улучшается, так как многие отрасли восстанавливаются после снятия ограничений». В компании отмечают, что конкурируют не только с другими операторами, но и, например, с автотранспортными компаниями, речным флотом в сезон навигации.
Вместе с тем ситуация с погрузкой и профицитом парка на сети остается тревожной. В августе спад погрузки заметно замедлился, составив лишь 0,8% к августу минувшего года и 4% накопленным итогом, но в сентябре ОАО РЖД ожидает сокращения погрузки на 2%, по итогам года — все еще на 5%.
Замгендиректора монополии Алексей Шило говорил 7 сентября, что грузы, которые занимают наибольший объем в погрузке, не растут: тяжелая ситуация с нефтепродуктами (падение на 10%), с черными металлами (на 12%) и с углем. Хотя, отметил он, по углю в основном речь идет о внутрироссийских перевозках, по экспорту «уже второй месяц подряд небольшой рост на уровне 1%». Как пояснял в августе первый заместитель главы ОАО РЖД Вадим Михайлов, на уровень 2019 года погрузка, возможно, выйдет лишь после 2021 года. Кризис и профицит парка нанесли серьезный удар по железнодорожному сегменту: по оценкам ИПЕМ, потери операторов за март—июль составили 58,4 млрд руб., монополии — 28 млрд руб.
Первое полугодие было для операторского рынка крайне сложным, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Осенью возможно некоторое улучшение, поскольку в августе погрузка перестала падать так сильно, как раньше, но финансовые ресурсы игроков ограниченны: ставки аренды и доходность оперирования полувагонами и нефтеналивными цистернами находится устойчиво ниже лизингового платежа. В этой ситуации, говорит эксперт, игроки, имеющие финансовые ресурсы, выкупают вагоны из лизинга — так, в частности, сделали СУЭК и «Новотранс».
Наталья Скорлыгина