В последнее время в соцсетях стали появляться истории, в которых родственники пенсионеров рассказывают о том, как банки отказывают пожилым людям в обслуживании. Так, один пользователь Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) рассказал, что пожилому человеку, получающему пенсию в Сбербанке, заблокировали личный кабинет и мобильный банк. В личной беседе сотрудник банка, отказавшийся разблокировать личный кабинет, заявил, что «сейчас много мошенничества». Другой пользователь сообщил, что его родственнику-пенсионеру отказались выдать средства со счета при личном визите в отделение Сбербанка, мотивируя это возрастом клиента. Эксперты в области информбезопасности считают, что такие инциденты могли быть связаны с ужесточением антифрода в кредитной организации. Тем более что, по словам главы службы информационной безопасности ГК «Элекснет» Ивана Шубина, к концу 2020 года обозначился всплеск атак на средства пенсионеров со стороны злоумышленников.
Как сообщили в Сбербанке, пожилые люди всегда были в центре внимания мошенников как одни из наименее защищенных категорий граждан, атаки на эту группу клиентов не прекращаются и сегодня. «При выявлении операции, совершаемой с высокой долей вероятности мошенником или самим клиентом, находящимся под воздействием злоумышленника, банк может приостановить операцию и даже заблокировать доступ в сервисы дистанционного банковского обслуживания. Далее с клиентом связываются наши сотрудники, и в большинстве случаев им удается вывести жертву из-под влияния злоумышленников и предотвратить возможную потерю его денежных средств»,— заявили в банке.
Вместе с тем, по словам экспертов, банк не вправе вводить дискриминацию по возрастному признаку и отключать клиентам пожилого возраста дистанционное банковское обслуживание (ДБО). В то же время, как указывает руководитель юридического департамента МКБ Ирина Гудкова, 161-ФЗ «в случаях выявления банком операций, имеющих признаки проводимых без согласия клиента, дает право приостановить использование ДБО, чтобы связаться с клиентом для уточнения его волеизъявления на проведение платежа». Директор департамента информационной безопасности банка «Открытие» Илья Сулоев заявил, что «банк отслеживает не свойственные клиенту операции, учитывая сведения о клиенте. При этом сценарии регулярно актуализируются с учетом выявленных схем и тенденций электронного мошенничества».
В нескольких банках сообщили, что не видят тенденции роста мошеннических атак именно на пожилых людей. Но, как пояснили в одном из них, мошеннические атаки идут волнами и редко охватывают клиентов сразу всех банков.
Максим Буйлов





SIA.RU: Главное