Принадлежащий владельцу «Делимобиля» каршеринговый сервис Anytime запустил франшизу для выхода на рынки развивающихся стран. Сейчас сервис ведет бизнес в Чехии, Казахстане и Белоруссии, но вместе с франчайзи надеется вывести бренд в Юго-Восточную Азию, Южную Америку и на Ближний Восток. Экспансия интересна и другим российским каршеринговым сервисам, но франчайзинг устраивает не всех.
Как обнаружил “Ъ”, каршеринговый сервис Anytime, принадлежащий наряду с «Делимобилем» холдингу Mikro Kapital Group, начал искать партнеров для выхода на рынки развивающихся стран по модели франшизы. Информация об этом опубликована на отдельной странице сервиса. В пресс-службе Anytime подтвердили запуск франшизы, уточнив, что компании наиболее интересны рынки Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Ближнего Востока. Для получения франшизы нужно, чтобы население города превышало 700 тыс. человек, паушальный взнос составит от €40 тыс.
Холдинг Mikro Kapital Group итальянского бизнесмена Винченцо Трани, владеющий «Делимобилем», приобрел старейший российский каршеринг Anytime в 2018 году. Осенью 2018 года под этим брендом запустились сервисы в Белоруссии и Казахстане, в 2019 году — в Чехии. В России под брендом Anytime.Prime работает сервис подписки на автомобили. Суммарный автопарк сервисов, принадлежащих Mikro Kapital Group, превышает 20 тыс. автомобилей, а количество пользователей, по данным Anytime, составляет более 5,5 млн.
Несмотря на приостановку работы весной прошлого года, крупные российские каршеринги, среди которых «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и «Ситидрайв» (ранее YouDrive), не свернули бизнес. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций и «ТИАР-Центра», рынок даже смог вырасти в деньгах на 9%, до 22,4 млрд руб.
Соосновательница и управляющий партнер BelkaCar Елена Мурадова отмечает, что компания не планирует продавать франшизу в России, но видит потенциальное развитие на международных рынках в партнерстве с локальными лизинговыми компаниями и дилерами.
В отличие от российского рынка, где вокруг каршеринговых сервисов сформировалась отдельная культура, за рубежом они воспринимаются как еще один вид общественного транспорта, отмечает издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. Он полагает, что экспансия родственного «Делимобилю» сервиса призвана поддержать IPO последнего — через объединение бизнесов в одну компанию можно «впечатлить инвесторов».
Дмитрий Шестоперов