По данным “Ъ”, после катастрофы самолета L-410 в Иркутской области Росавиация предложила проанализировать возможность запрета ночных рейсов на недостаточно оборудованных площадках. Посадки ночью в сложных метеоусловиях формально не разрешаются и сейчас, однако, как отмечают эксперты, иногда они неизбежны в малой авиации. Запрет, по словам специалистов, может полностью парализовать небольшие посадочные площадки, которые не могут позволить себе дорогостоящее оборудование.
Росавиация предложила «провести анализ целесообразности» запрета коммерческих воздушных перевозок в ночное время там, где нет подходящего светосигнального оборудования. Речь идет о посадочных площадках — в отличие от аэродромов, на них нет оборудования для приземления по приборам (радиомаяков), и посадка возможна только визуально. Об этом говорится в письме ведомства «Информация по безопасности полетов №14» за подписью замглавы Росавиации Алексея Новгородова с кратким описанием обстоятельств крушения L-410 12 сентября. Самолет компании «Аэросервис» (входит в авиапредприятие «СиЛа») разбился в 4 км от полосы в селе Казачинск Иркутской области при повторном заходе на посадку ночью в условиях ограниченной видимости. Погибли три пассажира и второй пилот.
Как указано в документе Росавиации, площадка не имела наземного оборудования для инструментального захода на посадку. Ведомство 13 сентября запретило перевозчику ночные полеты и теперь предлагает распространить это положение на все рейсы, принимаемые на таких площадках. «Происшествия, связанные со столкновением исправного воздушного судна с землей в управляемом полете, в большинстве случаев происходят из-за нарушения (часто сознательного) правил полетов и являются прямым следствием неспособности руководства организации организовать и контролировать работу подчиненного персонала»,— говорится в сообщении.
Гендиректор «СиЛа» Андрей Богданов заявил “Ъ”, что считает необоснованным претензии Росавиации к контролю со стороны руководства авиакомпании. Он заверил, что у экипажей L-410 прежде не было претензий к навигаторам Garmin, о сбое которого якобы заявил выживший командир судна Николай Махнутин (аудиозапись опубликовал Telegram-канал Baza).
Читайте также:
Ночные посадки в сложных метеоусловиях запрещены и сегодня, однако, как говорят эксперты, для полетов в удаленные населенные пункты они бывают неизбежны. Так, метеоусловия могут ухудшиться внезапно, а уход на запасной аэродром может быть крайне нежелателен (там нет топлива для дозаправки, гостиницы для пассажиров). Полный запрет на полеты в ночное время приведет к фактической остановке как коммерческих перевозок, так и медицинской эвакуации на значительной части страны, уверен господин Шаповалов: «За Полярным кругом в зимний короткий день перелет в несколько сотен километров технически не может состояться полностью в светлое время суток». В качестве примера такого маршрута он приводит направление Новый Васюган—Каргасок—Томск, когда самолет летит в одну сторону более трех часов.
В России более 2 тыс. посадочных площадок. Из них единицы, по словам господина Шаповалова, имеют полный комплект метеооборудования, а наземного оборудования для инструментальных заходов «нет нигде в принципе», поскольку его стоимость может доходить до нескольких миллионов долларов.
В зимний период на темное время суток приходится около 70% рейсов, подтверждает начальник службы техэксплуатации посадочных площадок Казачинска Михаил Богданов. Наземное стационарное оборудование, по его оценкам, обойдется в 30–40 млн руб., за которые площадка не сможет расплатиться самостоятельно.
Айгуль Абдуллина