По данным агентства Reuters, котировки золота в конце минувшей недели опускались до $1779 за тройскую унцию — минимального значения с середины декабря. Стоимость серебра достигало $22,1 за унцию — минимума с начала января. Цена платины откатывалась ниже уровня $1000 за унцию, возвращаясь к значениям двухнедельной давности. Снижение достигало 3–9%, а по итогам недели составило 2–7%. Вместе с тем стоимость палладия уверенно росла и достигла по итогам недели максимума с сентября 2021 года — около $2,4 тыс. за унцию. За неделю рост составил почти 13%, за две недели — более 27%.
В целом негативное давление на рынок драгоценных металлов, прежде всего на золото, которое чаще используется как объект инвестиций, оказали действия ФРС. Начальник отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов указывает, что по итогам заседания американского регулятора на минувшей неделе были даны «четкие сигналы о готовности начать повышение ключевой ставки». Это уже привело к укреплению доллара (курс евро опустился ниже $1,115 впервые с лета 2020 года) и росту долларовых ставок (доходность десятилетних US Treasuries поднялась до 1,8% годовых, максимума с начала 2020 года). По словам аналитиков «Фридом Финанс», хедж-фонды, которые ориентируются на стабильность, считают американские гособлигации более выгодным вложением, чем инвестиции в золото без гарантированного дохода.
Стоимость палладия восстанавливается за счет увеличивающегося спроса со стороны автопроизводителей. Как отмечает Евгений Локтюхов, палладий в конце года находился под негативным влиянием ограниченности спроса со стороны автопромышленности. Но несмотря на то что кризис чипов продолжается, «перспектива оживления промышленного спроса на металл уже к весне достаточно отчетливо просматривается», отмечает он. Кроме того, по словам портфельного управляющего Private Banking банка «Зенит» Георгия Окромчедлишвили, мощную поддержку ценам «дают низкие по историческим меркам запасы этого металла у потребителей и проблемы с добычей у части производителей в Южной Африке».
При этом рынок палладия остается дефицитным. Хотя его размер, по оценкам «Норильского никеля», ожидается в 2022 году и небольшим (0,2–0,3 млн унций), но он будет поддерживать котировки в этом году, считает господин Локтюхов. Кроме того, определенную поддержку в последние дни оказало и повышение страновых рисков по России. Как пояснил управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин, рост стоимости палладия можно связать с санкционными опасениями, так как Россия предоставляет более 40% поставок металла на мировой рынок.
Виталий Гайдаев, Дмитрий Ладыгин