Сегодня ЦБ предписал профучастникам-депозитариям осуществлять обособленный учет акций российских эмитентов, в которые были конвертированы депозитарные расписки, и «ограничить проведение в течение дня операций по списанию таких бумаг на уровне 0,2% от их количества». Ограничения касаются операций как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.
По словам ЦБ, эта мера обусловлена тенденцией «к приобретению резидентами у нерезидентов из недружественных стран депозитарных расписок для последующей их конвертации в акции и продажи на организованных торгах». В результате такие операции могли бы привести к «непропорциональному увеличению предложения локальных акций на рынке, что окажет существенное влияние на ценообразование и спровоцирует падение котировок».
В первые дни после восстановления торгов на фондовом рынке в конце марта индекс Московской биржи частично отыграл падение конца февраля. Однако большую часть апреля, в условиях слабого спроса со стороны частных инвесторов, ограниченного присутствия институциональных инвесторов и почти полного отсутствия инвестиционных идей, рынок растерял почти все достижения. К 25 апреля индекс Московской биржи откатился к значениям 24 февраля, на которых находился после катастрофического падения на новостях о начале военной операции на Украине.
Более значительному снижению рынка препятствовала заморозка счетов нерезидентов. Вместе с тем планы конвертации депозитарных расписок в российские акции иностранными держателями из-за невозможности торговли ими на зарубежных биржах создали избыточное предложение в отдельных бумагах. Иностранные банки (Bank of New York Mellon, JPMorgan Chase Bank), ведущие депозитарные программы российских эмитентов, в конце марта предложили владельцам ADR/GDR конвертировать их в акции и перевести в российские депозитарии.
Общее число эмитентов оценивалось в четыре десятка, в частности Сбербанк, «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», МТС и другие крупные эмитенты. Причем доля депозитарных расписок у крупных эмитентов составляла 12–30% от общего объема ценных бумаг в обращении. Как отмечает источник на финансовом рынке, часто это вынужденная мера, когда, например, у владельца ADR просто нет счета, на который можно получить акции после прекращения программы. Кроме того, перевод полученных акций в российские депозитарии при сохранении иностранного собственника приводил бы к блокированию их на счетах типа «С».
Так что неудивительно, что российские инвесторы начали проводить арбитражные операции, выкупая бумаги с существенным дисконтом к цене, сложившейся к этому времени на российском рынке, и продавая их на биржевых торгах. По словам управляющего директора «Иволга Капитал» Дмитрия Александрова, дисконты при покупках у нерезидентов могли составлять 30–80% от рыночной цены базового актива «в зависимости от сложности схемы перевода».
Ксения Куликова, Дмитрий Ладыгин