Новости

МФО значительно сократили долю одобряемых заявок на краткосрочные займы

В апреле—мае 2022 года разрыв между суммой, которую клиенты запрашивают в микрофинансовых организациях (МФО), и суммой займа, которую они в итоге получают, увеличился и приблизился к показателям начала пандемии, то есть весны 2020 года. К такому выводу пришли аналитики сервиса Moneyman на примере PDL-займов (короткие займы «до зарплаты»).

Так, клиенты, впервые обратившиеся в компанию, могли рассчитывать на получение лишь 44% запрошенной суммы. При повторном обращении показатель возрастал до 52%, при третьем — до 71%. Для сравнения: в первом квартале доли распределялись таким образом — 49%, 59% и 78%. Весной 2021 года одобрение было заметно выше — 62%, 74% и 88% соответственно. В других компаниях подтверждают, что новые клиенты могли получить 38–52% от запрашиваемой суммы, что значительно ниже показателей прошлого и даже 2020 года.

Для кредиторов самое важное — качественно спрогнозировать платежеспособность клиентов, отмечают участники рынка. «Эффект санкций еще не исчерпан, и пока что кредиторы придерживаются консервативной риск-политики»,— поясняют в Moneyman. Политика сдерживания одобрений по новым клиентам частично помогает справиться с ростом просрочки, согласен председатель совета директоров группы Finbridge Леонид Корнилов.

Однако если говорить о просрочке, то многое будет зависеть не столько от скоринговых моделей, сколько от масштабов влияния геополитики. Его, как и поддержку со стороны государства, пока сложно оценить, отмечает коммерческий директор МФК «МигКредит» Марат Аббясов.

Снижение объемов одобрений связано и с «аппетитами отдельных категорий заемщиков», полагает гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. В частности, это могут быть клиенты банков, которые стали пользоваться микрофинансированием. «Естественно, эти люди сразу просят крупные суммы, а МФО ищут баланс между устойчивостью риск-модели и интересами клиентов»,— поясняет эксперт.

Приводит к росту запрашиваемой суммы и экономическая нестабильность. «Средняя сумма запросов "новичков" с начала 2020 года почти не изменилась и составила 11,5–11,9 тыс. руб., тогда как средняя сумма запроса повторных клиентов хотя и растет, но остается меньше — с 6,9 тыс. до 9,4 тыс. руб.»,— отмечают в МФК «Займер». «Опытные повторные клиенты демонстрируют более рациональное поведение. Это хороший признак для кредитора: заемщик внимательно рассчитывает сумму к возврату и осознанно уменьшает собственную кредитную нагрузку, чтобы вовремя исполнить долговые обязательства»,— поясняет гендиректор компании Роман Макаров.

 

Полина Трифонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное