С 1 июля все кредитные организации с универсальной лицензией должны были подключиться к платежному приложению «СБПэй», разработанному ЦБ для оплаты через Систему быстрых платежей (СБП). Приложение работает более чем у 150 банков, однако пока далеко не все системно значимые его подключили. Так, нет «СБПэй» у Альфа-банка, «Открытия» и Тинькофф-банка, а Газпромбанк и Сбербанк «находятся в процессе подключения», причем последний уже более месяца. В банках не ответили.
Читайте также:
В ЦБ утверждают, что большинство банков реализовали функционал оплаты товаров и услуг при помощи «СБПэй». «На эти процедуры было отведено достаточно времени, с учетом предоставленной Банком России возможности завершить настройку систем позднее нормативного срока»,— отметили там. Речь идет о том, что исходно банки должны были подключить «СБПэй» к 1 апреля, но получили отсрочку. «Принимая во внимание запрос бизнеса на необходимость снижения издержек на прием безналичной оплаты, мы рассчитываем, что банки завершат все необходимые доработки на своей стороне в ближайшее время»,— добавили в ЦБ, заверив, что с теми, кто не выполнил требования регулятора, «ведется работа, в том числе применяются надзорные меры». Какие именно меры, в ЦБ не раскрыли.
Когда ЦБ только запустил саму по себе СБП, срок подключения к ней всех системно значимых банков был установлен 1 октября 2019 года. И тогда только Сбербанк не выполнил требование: сначала он получил предписание регулятора, через несколько месяцев был оштрафован, но в итоге подключился только в мае 2020 года. Сегодня эта история повторяется, но отстающих оказалось больше.
Эксперты считают, что банки скептически относятся к получению прибыли от оплаты товаров и услуг через СБП.
Максим Буйлов, Ксения Дементьева