По данным World Gold Council (WGC), производство золота в мире в третьем квартале выросло лишь на 1%, до 1215,2 тонны. При этом потребление металла увеличилось на 28%, до 1181,5 тонны. Основной причиной роста спроса стало резкое увеличение покупок металла центробанками. По оценкам WGC, в третьем квартале они купили рекордные 399,3 тонны (в четыре раза больше, чем годом ранее), а их доля в спросе достигла трети.
С начала года центробанки приобрели 673 тонны, максимальный объем с 1967 года.
Крупнейшими покупателями, раскрывшими показатели, стали центробанки Турции (30 тонн), Узбекистана (26 тонн), Катара (15 тонн). Покупатели еще более 300 тонн не раскрываются.
Как поясняет WGC, не все регуляторы сообщают о золотых запасах, а часть из них делает это с задержкой. Так, Народный банк Китая в 2009–2015 годах купил более 600 тонн золота, а объявил об этом только в середине 2015 года, показав рост запасов металла в 1,5 раза, до 1658 тонн. В следующие три года он регулярно сообщал об операциях, но с конца 2019 года вновь перестал.
Читайте также:
ЦБ РФ был ключевым участником рынка с 2014 до начала 2020 года, выкупив за это время 1,24 тыс. тонн золота и доведя его объем в золотовалютных резервах (ЗВР) почти до 2,3 тыс. тонн. Однако, как отмечают золотодобытчики, в настоящее время российский регулятор не покупает металл.
«На внутреннем рынке сложилась ситуация, когда ЦБ не ведет закупок золота, а коммерческие российские банки используют необоснованные понижающие дисконты»,— отмечает глава союза золотопромышленников РФ Сергей Кашуба. В середине октября зампред ЦБ Алексей Заботкин на совещании в Совете федерации заявил, что регулятор покупал золото в марте—апреле для стабилизации ситуации, но впоследствии прекратил, в том числе потому что это создает «дополнительный импульс к росту денежной массы».
Высокий интерес к металлу со стороны центробанков поддерживают рекордная инфляция и риски рецессии мировой экономики, отмечают аналитики.
Виталий Гайдаев, Евгений Зайнуллин