Белый дом внес в Госдуму законопроект №242404–8 — это поправки к закону «Об охране окружающей среды», регламентирующие работу субъектов РФ и муниципалитетов по фиксации, инвентаризации и оценке объектов накопленного вреда.
Напомним, самыми известными такими объектами стали Байкальский ЦБК и площадка бывшего химического производства «Усольехимпрома» в городе Усолье-Сибирском Иркутской области — последняя привлекла внимание федерального центра в 2020 году, локально решать проблему пришлось с участием Росатома, химических войск и Росгвардии, а системно — изменениями законодательства, не позволяющими компаниям избавляться от токсичных производств до ликвидации последствий экологических катастроф и «окрашивающими» экологические платежи бизнеса в бюджет для использования их на ликвидацию брошенных и бесхозных токсичных свалок (см. “Ъ” от 4 марта 2021 года) — разрешение на такую «окраску» было зафиксировано в том числе постановлением правительства №1370 от 2 августа 2022 года.
Нынешний законопроект Минприроды подробно описывает процедуры выявления, оценки и инвентаризации таких площадок (на муниципальных землях это должны будут делать местные власти, на остальных — региональные). При выявлении и оценке масштаба последствий экологических бедствий для граждан и природы объекты накопленного вреда будут фиксировать в специальном реестре с разбивкой на категории, а по мере ликвидации накопленного вреда — исключаться из него по методике, которую Минприроды еще предстоит разработать.
Читайте также:
От присвоенной токсичным промплощадкам категории будет зависеть их место в очереди на расчистку. Сам процесс рекультивации описывается в проекте рутинно: инженерные изыскания, формирование проекта (с использованием наилучших доступных технологий), прохождение им госэкспертиз (включая обязательную государственную экологическую), проведение работ (под наблюдением федеральных властей — дистанционным или очным), контроль и приемка. Заниматься этим будут региональные власти, но законопроект допускает формирование перечня экологических катастроф федерального масштаба — разбираться с ним будут уполномоченные правительством федеральные госорганы; также к ним отходят вопросы оценки вреда, «выполнение которых требует в том числе проведения специальных исследований и лабораторных анализов», и контроля результатов.
Олег Сапожков