Служба по защите прав потребителей ЦБ рекомендовала перевозчикам отключить на своих сайтах предустановленное согласие на страхование при покупке билетов. Такая рекомендация содержится в протоколе (есть у “Ъ”) по итогам мартовского совещания с представителями перевозчиков, страховых компаний и Роспотребнадзора. В частности, представители ЦБ отметили «негативный информационный фон, связанный с предустановленным согласием» на страхование, а также небольшой «размер страховой премии, который не мотивирует потребителей на возврат полиса и маскирует проблему». Кроме того, автоматическая галочка на страховке, сказано в протоколе, создает риски заключения договора без его предварительного изучения.
В Роспотребнадзоре уточнили, что вынесли за прошлый год 82 предостережения транспортным компаниям за «автоматические страховки» и направили в суд 12 исковых заявлений «о защите интересов неопределенного круга лиц» из-за навязывания страховок. «Из негативных моментов подчеркнуто, что страховые организации при рассмотрении рекомендаций службы ЦБ ограничиваются формальным подходом и ответом»,— говорится в тексте.
На встрече присутствовали представители «Ингосстраха», СОГАЗа, СК «Согласие», «АльфаСтрахования», которые заверили, что жалоб от самих потребителей «практически нет». Страховщики предложили «сосредоточиться на судебных делах и действовать в соответствии с решениями высших инстанций», отмечая, что предустановленное согласие «является публичной офертой, а оплата услуги — акцептом».
У всех крупнейших перевозчиков услуга страхования автоматически добавляется при покупке билета: от 300 руб. у S7 до 630 руб. у «Аэрофлота». «Уральские авиалинии» автоматически включают в билет сразу три услуги на 989 руб.: страхование (290), питание (399) и «Врач Онлайн» (300).
Прямое умножение числа пассажиров на среднюю цену страховок дает сборы почти в 40 млрд руб. Но источники “Ъ” на рынке, что реальный объем страхования составляет 2–5 млрд руб. Комиссия, которую получают перевозчики, «весьма существенная», говорят два собеседника “Ъ” в страховых компаниях, не уточняя ее размеров. В целом для зарубежных лоукостеров доля неавиационных доходов в общей выручке составляет до 40%, у «Победы» — до 30%, у традиционных перевозчиков — до 10%, отмечает аналитик по транспорту Елена Сахнова.
Читайте также:
Практика показывает, что суды признают сборы за страховки незаконными и встают на сторону клиента, отмечает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Однако он подтверждает, что большинство недовольных клиентов не доходят до судебного разбирательства «из-за 500 рублей». Объединение в ближайшие дни планирует обратиться в Росавиацию и рекомендовать запретить перевозчикам автоматически включать страховку в билеты.
Страховки на собственных сайтах авиакомпании начали активно вводить в 2015 году, и сейчас они есть у всех крупных перевозчиков, отмечает главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин. Иностранные авиакомпании, по его словам, включают опцию в билет гораздо реже.
Айгуль Абдуллина