Масштаб привлечения страховщиков к административной ответственности со стороны ЦБ стал рекордным с начала 2020 года. В июле регулятор вынес 137 таких решений, что на 5% выше июньского показателя. При этом в каждый из месяцев общее число превышало суммарный показатель за 2022 и 2021 годы (117 штук). В целом с января по июль среднемесячное количество решений достигло пятидесяти, тогда как в прежние годы не превышало десяти.
Традиционно, претензии ЦБ касаются крупнейших страховщиков по ОСАГО — «РЕСО-Гарантии» (в первом квартале 2023 года премии составили 11,8 млрд руб., количество договоров — 1,23 млн), «Ингосстраха» (11,35 млрд руб., 1,13 млн), «АльфаСтрахования» (9,94 млрд руб., 1,22 млн), ВСК (7,3 млрд руб., 0,9 млн) и «Росгосстраха» (4,7 млрд руб., 0,7 млн). В основном они касаются необоснованных отказов в заключении договора ОСАГО или навязывания дополнительных услуг (ст. 15.34.1 КоАП РФ).
По данным ЦБ, за первый квартал регулятор получил 18 тыс. жалоб на страховщиков, что на 64% больше прошлогоднего показателя. Большая их часть пришлась на ОСАГО — почти 84%, тогда как в 2022 году доля подобных жалоб составляла 75%. По данным ЦБ, в марте—апреле более чем в 2,5 раза по сравнению с первыми месяцами года выросло количество обращений, связанных с проблемами при покупке ОСАГО и отказами в оформлении полисов.
В Банке России отметили, что в апреле—июне провели более ста контрольных мероприятий в отношении страховщиков ОСАГО и, в частности, по итогам оформили более 120 протоколов об административных правонарушениях, половину из которых на должностных лиц.
Сами компании, впрочем, подчеркивают малое число жалоб по сравнению с общим количеством договоров.
Юлия Пославская, Екатерина Волкова