Грузовая база БАМа и Транссиба заявлена на уровне, превышающем на 40–60% перспективные планы развития магистралей. В основном это экспортный уголь, планы грузоотправителей по вывозу которого превышают будущие возможности инфраструктуры на 170–200 млн тонн. По некоторым регионам вывоз угля перезаявлен в шесть раз относительно возможного.
Даже если БАМ и Транссиб расширят до максимальных параметров, которые пока предусмотрены — до 255 млн тонн провозной способности к 2035 году,— на всех желающих их не хватит, следует из индикативного прогноза грузовой базы Восточного полигона, подготовленного, по информации “Ъ”, Минтрансом и ОАО РЖД.
Согласно документу, по итогам реализации мероприятий по расширению до 210 млн тонн — это так называемый этап 3.2 модернизации Восточного полигона, который планируется завершить к 2031 году,— погрузка будет возможна в объеме 332,6 млн тонн. Однако заявляемый спрос на 61,5% превышает этот объем, составляя 537,2 млн тонн.
Идентичная картина и при расширении до 255 млн тонн к 2035 году: провозные возможности составят 384,5 млн тонн, а заявляемый спрос — 552,5 млн тонн.
Восточный полигон расширяют в три этапа. Первый уже завершен, в 2024 году по плану закончится и второй (до 180 млн тонн). Третий пока не утвержден, однако планируется, что его будут реализовывать в три подэтапа: сначала с расширением до 197 млн тонн под грузы Эльгинского месторождения, потом — до 210 млн тонн, где значительная часть работы будет направлена на вывоз грузов из европейской части РФ. Третий подэтап предполагает строительство четырех крупных искусственных сооружений — трех тоннелей и моста стоимостью порядка 520 млрд руб.— либо по концессионной схеме, либо с использованием механизма EPCF.
Читайте также:
Наибольшее количество угля планирует отправлять, как и сегодня, Кемеровская область: 136,6 млн тонн в 2031-м и 138,6 млн тонн в 2035 году, стабильно превышая провозные возможности на 70 млн и 67,2 млн тонн соответственно. На втором месте по заявленному объему — Хакасия с 66,4 млн и 68,9 млн тонн, из которых не помещается практически ничего в 2031 году (14,6%) и чуть больше — 30% — в 2035 году. На третьем — Амурская область с заявками в 47,1 млн тонн на оба периода и превышением возможностей на 20–35%. При этом доля мощностей Восточного полигона, отводимая по плану для перевозок угля, не увеличивается относительно сегодняшнего дня.
В Минтрансе комментариев не дали, в ОАО РЖД отметили, что в соответствии с поручениями правительства продолжают проработку перспективного развития инфраструктуры БАМа и Транссиба .
Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин