Алексей Чудаков, учредитель ГК «Подрядчик», одного из ведущих производителей быстровозводимых модульных зданий, считает, что любая компания сродни футбольной команде – у каждого игрока свои компетенции и свои задачи. Но от того, насколько слаженно они действуют, зависит, удастся ли выиграть всем. Задача капитана – подобрать, расставить и замотивировать людей. Если все сделать правильно, то за 15 лет маленький бизнес на троих может вырасти в предприятие на 1000 сотрудников с проектами по всей России и амбициями выйти на новые высококонкурентные рынки.
«Когда все тормозят, надо выжимать газ»
Алексей, модульное строительство ассоциируется в первую очередь с промышленными объектами, вахтовыми городками. Так ли это? Или потенциал, возможности технологии шире?
– Из модульных конструкций можно построить любой объект: больницу, гостиницу, офис. Минстрой РФ сейчас обсуждает типовые проекты многоквартирных жилых домов с использованием металлоконструкций.
Архитектурные решения тоже могут быть самыми разными. Видели модульную больницу, которую в Тулуне построил Сбербанк? Визуально – очень интересный объект. Мы, кстати, тоже участвовали в том тендере, только ребята, которые выиграли его, были эффективнее по срокам. Но мы ездили к ним на завод, знакомились с производством и многие «фишки» у них подсмотрели. Так что, если этот тренд вернется, мы легко сможем конкурировать.
Наши модульные домики стоят и на территории бывшего БЦБК в Байкальске – на площадке лесной биржи, где построили молодежный кампус «ЭКО.ЦЕХ». Получилось так: пришел заказчик, показал эскиз. Мы поискали производителей по России, слетали к ним, посмотрели технологию и через месяц сделали первый экспериментальный домик. Получили заказ на 30 таких же. Туристическое направление сейчас в целом очень перспективно: рядом Байкал, Алтай. Потоки отдыхающих растут, государство дает субсидии на развитие модульных отелей. Мы открыты для предложений.
Вы начали бизнес в 2008 году – в самый кризис. Прошли и 2014 год, и пандемию COVID-19. Как компания переживала все эти переломные точки? Как реагировала и менялась?
– Первый кризис мы вообще не заметили. Когда ты только запускаешь бизнес, непросто в любом случае. Есть кризис или нет, ты все равно работаешь, не поднимая головы.
2014-й пришелся на период бурного развития компании – и мы снова не почувствовали сложностей.
По большому счету, первым серьезным испытанием для нас стала пандемия. И я, и другие совладельцы компании не хотели распускать команду, которую так долго и старательно собирали. Так что приложили все усилия, чтобы получить контракты и сохранить сотрудников. Оперативно поняли, что нужно рынку: быстровозводимые здания под госпитали. А это наш конек! Вышли на конкурс и построили по заказу Эн+ два модульных госпиталя – в Братске и в Шелехове.
Какой опыт вынесли из той ситуации?
– Не нужно бояться и руки опускать. И, когда все вокруг начинают сокращать бюджеты на маркетинг и коммерцию, – надо делать наоборот и «выжимать газ».
Сейчас экономика столкнулась с беспрецедентными санкциями, волатильностью валют, необходимостью перестраивать логистику. Как справляетесь?
– Не скажу, что проблемы нерешаемые. Да, есть трудности с импортом, есть инфляция, приходится обсуждать с заказчиками сметы. Но находим общий язык, переходим на аналоги оборудования и материалов. Сегодня вся страна в одинаковых условиях – все всё понимают. Так или иначе рынок адаптируется к новым условиям.
Какие факторы помогли компании не просто оставаться на рынке полтора десятилетия, но и вырасти, стать серьезным игроком?
– Во-первых, мы не боимся работать за пределами Иркутска. Большинство подрядчиков даже в Усолье-Сибирское не поедут. Когда приходит заказчик и говорит: «Нужен объект на севере области или вообще на Чукотке», обычная реакция: «Ой, нет». Это далеко, дорого перебрасывать технику, людей. А мы отвечаем: «Почему бы и нет?». Сегодня мы строим от Сочи до Камчатки.
Во-вторых, мы открыты инновациям. Когда-то обратили внимание на модульные домики-вахтовки. Технология нам понравилась. Сделали несколько таких вагончиков. Поняли, что нужно свое производство модульных зданий – и развернули завод. Позднее на какой-то выставке я увидел бескаркасные арочные сооружения. Заинтересовался. Через месяц мы уже понимали, как это делается, и строили первый объект.
В-третьих, в поисках тендеров мы «сканируем» рынок по всей стране. Сейчас это физически проще – раньше нужно было вручную перелопатить множество сайтов, сегодня работают агрегаторы, где собираются данные со всех электронных площадок. Но все равно, на них тоже надо уметь искать. Тут нам повезло: отдел, который занимается тендерными процедурами, уже много лет возглавляет один из «старожилов» компании Ксения Зыкова. Собственно, она – первый сотрудник, которого мы наняли когда-то. За 15 лет она и ее команда наработали огромный опыт – и поиска, и выбора, и участия. Это очень помогает.
«Что в Сибири хорошо – на западе не работает»
Вы работаете по всей России – поэтому у ГК «Подрядчик» три филиала? Насколько сложно управлять подобной структурой?
– Действительно, у нас три офиса: головной в Иркутске и филиалы в Новосибирске и Белгороде, есть еще представительство в Хабаровске – там мы ведем большой объект – но это скорее хаб для обеспечения работ.
Каждый филиал отвечает за свою территорию. В Иркутске находится головной офис компании – отсюда ведется управление остальными подразделениями и работа с регионами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Зона новосибирского филиала – от Красноярска до Урала. Европейскую часть страны, Крым ведет филиал в Белгороде. С точки зрения условий на рынке макрорегионы очень разные: везде свои особенности во взаимодействии с подрядчиками, с заказчиками, с рабочей силой. То, что эффективно в Сибири и на Дальнем Востоке, в Центральной России не работает вообще. Поэтому каждый офис адаптирован под свой рынок, знает его досконально, понимает, как на нем действовать.
С другой стороны, такая структура позволяет искать эффективные решения по всей стране, не ограничиваясь одним-двумя регионами. Например, мы два года варили конструкции у себя на заводе в Иркутске и отправляли их в Белгород, потому что не могли найти на западе сварочное производство, которое могло бы по оптимальной цене сделать качественные изделия по нашим чертежам. Там есть классные заводы, но они выпускают свою продукцию и не готовы работать по индивидуальному заказу. Разве что по космическому ценнику. Доставка сэндвич-панелей из Новосибирска в Белгород обходилась дешевле, чем производство там, на месте. И наоборот – возим бетонные изделия из Москвы в Хабаровск. Даже с учетом железнодорожного тарифа получается эффективнее, чем покупать у местных производителей.
15 лет на рынке – это не только оценка эффективности бизнес-модели, но и показатель того, насколько компания умеет строить отношения с заказчиками. Какие правила работы с партнерами вы сформулировали для себя за прошедшие годы?
– Мы не привязываемся к одному региону и к одному заказчику. Стараемся, чтобы доля одной компании не превышала двадцати процентов всего портфеля работ.
Прежде чем выходить с предложениями на тендер, пристально изучаем потенциального заказчика. И, если видим, что вокруг него возникает «кладбище подрядчиков»: строительные компании, поработав с ним, проседают в финансах, а то и вообще уходят в процедуру банкротства, для нас это сигнал держаться подальше. Всегда есть друзья, партнеры, у которых можно навести справки. И, когда тебе несколько человек подряд говорят: «С авансом проблем не будет, но акт выполненных работ ты у них не подпишешь никогда», понятно, что не стоит даже пытаться сотрудничать. За 15 лет мы составили целый список компаний, с которыми работать не будем.
С другой стороны, мы честно оцениваем, дадим ли сами потенциальному заказчику тот продукт, который он хочет. И бывает, что признаем: «Мы не можем быть вам полезны. Вам лучше обратиться к кому-то другому». Мы не боимся терять потенциальных заказчиков – это помогает не терять репутацию.
Кто ваши основные заказчики сегодня?
– До сих пор в нашем портфеле заказов было примерно поровну коммерческих объектов и господрядов – быстровозводимые здания востребованы в социальном строительстве, например, для ФАПов, библиотек, домов культуры. Но сегодня сметное ценообразование не успевает за инфляцией, поэтому госзаказов у нас стало гораздо меньше, в основном работаем с бизнес-структурами. И преимущественно из добывающих отраслей. Золотодобытчики, угольщики, нефтяники – этим компаниям нужно быстро построить объекты там, где развернуть стройку в принципе невозможно. Поэтому необходимы модульные конструкции.
«Никакой ИИ здание сам не построит»
Насколько вырос коллектив «Подрядчика» за 15 лет?
– Мы начинали бизнес втроем. Сейчас в сезон – со всеми строителями, рабочими – в трех филиалах работает порядка тысячи человек.
Сегодня все без исключения компании говорят о кадровом голоде. Сталкиваетесь ли вы с дефицитом рабочей силы? Где и как находите сотрудников?
– Мы давно уже пришли к тому, что инженерный состав нужно искать по всей стране – локальный рынок труда никогда и нигде не даст того, что требуется, в полном объеме. Смотрим резюме в Москве, в Курске, в Краснодаре. Разговариваем, оцениваем, подходим ли мы друг другу, действительно ли это тот специалист, который нам будет полезен, готов ли он к переезду. Соответственно, спокойно относимся к релокации человека как в офис, если он нам нужен здесь, так и непосредственно на объект, где ведется стройка.
Рабочую силу привлекаем из ближнего зарубежья. Снова стали приезжать бригады из Кореи и Китая. Курс рубля, конечно, сильно изменился, но отрасль вынуждена принимать новые реалии рынка и адаптироваться.
Считается, что проблему дефицита рабочих рук поможет решить искусственный интеллект и вообще IT-технологии, направленные на повышение производительности труда. Насколько это справедливо для строительной отрасли?
– Потребность в руках на стройке будет сохраняться еще лет сто: никакой искусственный интеллект, никакая BIM-технология сами не построят здание. Даже промышленные принтеры не решат проблемы – ну, заберут со временем 3-5% рынка. Все остальное будет строиться людьми.
Что касается проектирования, то, скажем, BIM-технологии – не ближайшее будущее. Просто потому, что на рынке не хватает специалистов по BIM-моделированию. Их еще надо вырастить. Тем не менее, «цифра» на стройке есть – пусть пока на уровне состыковки разных разделов проекта. Мы подобные модели уже видим у заказчиков и готовы работать с такими технологиями.
Со своей стороны тоже стараемся не отставать от новых трендов, занимаемся оцифровкой процессов управления. В этом году начали переходить к электронному строительному контролю всех площадок с помощью инструмента PlanRadar. Одна из его функций, например, – анализ дефектов: инженер идет по объекту, фотографирует результаты работы и тут же подгружает в приложение. Программа их обрабатывает и, если есть нарушения стандартов, недоделки, то все, кто имеет доступ: центральный офис, прорабы, подрядчик – сразу их видят. Ну и, конечно, применяем совсем простые вещи, вроде удаленного видеонаблюдения за стройкой, видеоконференций с заказчиками. Это значительно упрощает работу, потому что по всем объектам не наездишься.
То есть технологии без человека не работают и кадры по-прежнему решают все?
– Бизнес – это вообще командный вид спорта, «в одного» здесь ничего не сделаешь. Возьмите любую успешную крупную компанию: она строится на костяке из 10-15 ключевых руководителей, каждый из которых – профессионал в своем направлении и ведет за собой людей.
Мне очень нравится сравнение, что бизнес похож на футбол: есть нападающие, есть защита, полузащита, вратарь. То есть у каждого в команде свои компетенции, каждый на своем месте. Задача капитана – подобрать таких игроков и правильно их расставить. То есть я должен найти людей, которые, с одной стороны, в чем-то похожи на меня, мыслят теми же ценностями и категориями, а с другой – в своей сфере являются большими профессионалами, чем я. Если я беру финансового директора, то он должен быть на голову выше меня в финансовых вопросах. Коммерческий директор должен меня учить коммерции, а не наоборот. Знаю, что нередко руководители опасаются брать сотрудников, которые в чем-то сильнее их самих. Я эти страхи не разделяю.
Юбилей компании – хороший повод спросить о планах. Как далеко вы заглядываете в будущее?
– Недавно мы начали формировать стратегию развития на пять лет. Бизнес и коллектив выросли настолько, что управлять ими просто волевым решением в духе «идем туда» уже невозможно. Нужно общее видение долгосрочных целей.
Сегодня мы входим в тройку крупнейших производителей модульных конструкций в Сибири и на Дальнем Востоке и намерены, как минимум, сохранить лидирующие позиции на этом рынке. Соответственно, промышленное строительство в труднодоступных районах не оставим и будем дальше развивать.
Есть идея создать в Иркутске, возможно в партнерстве, завод по производству минерального утеплителя. Мы видим, что потребность в нем на рынке велика, что ближайшие заводы – в Хабаровске и в Красноярске – не справляются со спросом. Сырье в области есть, где брать станки – понимаем.
Читайте также:
Вместе с тем, мы чувствуем, что за 15 лет промстроя мы нарастили мышцы для того, чтобы выходить на высококонкурентные рынки. Нам интересен девелопмент, и уже сейчас мы готовы стать генеральным подрядчиком в жилищном строительстве. Причем не только в Иркутске, но и в других территориях присутствия компании.
г. Иркутск, ул. Семёна Лагоды 4/6, оф.203
Тел.: 8 (800) 350-09-26
Группа Вконтакте: @tsk38
Telegram-канал: @tsk38_ru