Половина опрошенных представителей малого и среднего бизнеса пользуются услугами самозанятых и хотели бы делать это чаще. Такой вывод можно сделать из результатов проведенного «Опорой России» опроса «Взаимодействие бизнеса с самозанятыми гражданами». В нем приняли участие 794 респондента — юридические лица и индивидуальные предприниматели из разных сфер деятельности.
В сфере информационных технологий, туризма (гостиницы) и ЖКХ к услугам самозанятых регулярно обращается каждый третий предприниматель. В сфере консалтинга, транспортных перевозок, общественного питания — каждый четвертый. В более чем половине случаев самозанятых привлекают к временным проектам, к разовой работе или передают им на аутсорсинг отдельные задачи. Реже их берут на удаленную (об этом сообщили 33,4% опрошенных) или сезонную (17%) работу.
Читайте также:
Основные причины отказа от работы с такими исполнителями у второй половины опрошенных — отсутствие необходимости в этом (80%), страх перед проверками госорганов (9,5%), законодательные ограничения (2,3%) и отсутствие нужной квалификации у самозанятых (1,8%). Остальные респонденты либо затруднились ответить на вопрос о причинах отказа (3,6%), либо планируют в ближайшее время все же обратиться к самозанятым исполнителям (2,8%). Отдельные респонденты ответили, что используют общую систему налогообложения, в связи с чем им невыгодно работать с самозанятыми.
Согласно данным опроса, 16,6% предпринимателей из тех, кто взаимодействовал с самозанятыми, столкнулись с проверками со стороны контролирующих органов. В подавляющем большинстве (89,6%) это были проверки налоговой службы — и 17% таких случаев закончились штрафами, доначислением налогов, переквалификацией отношений и, как следствие, отказом предпринимателей от дальнейшего сотрудничества с самозанятыми частично или полностью. Всего 15% респондентов сталкивались с проверками трудовых инспекций.
Анастасия Мануйлова