По итогам 2023 года доля россиян, выбирающих произведенные в Китае DIY-товары, снизилась до 3% против 6% год назад, следует из отчета «Роквул» (производителя такой продукции). В то же время число покупателей российской продукции выросло до 35% с 17%. По данным компании, большинство потребителей ожидаемо обращает внимание прежде всего на стоимость материалов: более бюджетные товары для ремонта и дома покупают 35%, а наиболее дорогие — 15%.
Интерес к российским товарам в этом сегменте во многом связан с высокой долей импортозамещения в сегменте стройматериалов: по различным оценкам, на зарубежные позиции приходится не более 10–12% DIY-рынка. Из-за санкционного давления некоторые профильные ритейлеры заменили европейские товары на продукцию из других стран. Опрос, который провел «Роквул» среди покупателей, показал, что 12% респондентов не смогли найти на прилавках привычные марки, зато столько же опрошенных отметили появление новых производителей.
Читайте также:
Рост доли местной продукции не всегда означает, что производство было полностью локализовано: в ряде случаев иностранные компании фактически передали бизнес новым российским собственникам, но технологии и комплектующие остались зарубежными и продолжают ввозиться посредством параллельного импорта, поясняет коммерческий директор Pridex Александр Олейников. Так, например, активы бельгийской Sibelco в РФ по производству сырья для стройматериалов — песка и глины — отошли ГК ФСК Владимира Воронина, а цемент швейцарской Holcim теперь выпускается в стране под брендом «Цементум». В других случаях производство и так было российским, так как недорогой товар с большими габаритами ввозить из-за рубежа дорого и неразумно, добавляет член совета директоров сети гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич.
Китаю не удалось занять в РФ заметную долю в сегменте стройматериалов, в отличие от рынка бытовой техники и электроники, подтверждает госпожа Евневич. Это объясняется тем, что у таких компаний по большей части не локализованное производство и, как следствие, более высокие логистические затраты, особенно в европейскую часть России — это сказывается на конечной цене для потребителей, отмечают в Ozon.
Дарья Андрианова