Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в торгцентрах Москвы по итогам первых трех недель года (1–21 января) вырос на 1% год к году, динамика в Санкт-Петербурге более выраженная — плюс 4%, посчитала Focus Technologies. Позитивный тренд наметился ближе к середине месяца. В первую неделю года, согласно ее данным, в Москве Mall Index отставал от прошлогоднего на 8%, в Санкт-Петербурге — на 3%. Но динамика, вероятно, была продиктована установившейся холодной погодой. Показатели рабочих недель продолжают тенденцию к стабилизации и медленному восстановлению, замечают в Focus Technologies.
Начало года на рынке стрит-ритейла Москвы директор профильного направления NF Group Ирина Козина называет динамичным, отмечая отсутствие на текущий момент предпосылок к снижению активности. Вакантность, согласно ее прогнозам, стабилизируется на уровне 9–10% — показатель можно считать достаточно низким для сегмента. Именно с недостатком качественных свободных площадей на центральных торговых улицах госпожа Козина связывает сокращение по итогам прошлого года на 34% (до 80) количества открытий заметных заведений общепита.
Руководитель направления street retail компании «Магазин магазинов» Марина Маркова замечает, что кафе и рестораны сейчас формируют около половины спроса на помещения в Москве, еще половина приходится на шоу-румы и магазины одежды. В Санкт-Петербурге, по словам руководителя отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в городе Анны Лапченко, активность прослеживается в тех же сегментах.
На офисном рынке Москвы, по словам руководителя отдела услуг собственникам CORE.XP Кирилла Бабиченко, сейчас пустуют 6,8% и показатель демонстрирует тенденцию к снижению — крупных блоков на рынке не хватает. Эксперт предполагает, что объем сделок в текущем году сократится на 5–6% к рекордному показателю прошлого года, но все же останется достаточно высоким — 1,8 млн кв. м за год. В Nikoliers отмечают, что 56% готовящихся к вводу в Москве в нынешнем году офисных площадей уже проданы или сданы конечным арендаторам. А предпочтительный способ реализации для оставшихся площадей — продажа. Из-за этого аналитики считают, что для аренды будет доступно только 16,7% строительного объема офисов 2024 года.
Александра Мерцалова