Государство решилось на реализацию третьего этапа развития БАМа и Транссиба с расширением провозной способности до 255 млн тонн.
«БТС-Мост» все же будет строить четыре крупных объекта на БАМ-3 стоимостью около 500 млрд руб. Это следует из перечня поручений, выданных президентом 30 декабря, рассказал “Ъ” источник, знакомый с его содержанием. Так, до 31 марта правительству совместно с ОАО РЖД и «БТС-Мостом» поручено обеспечить заключение ОАО РЖД «договоров генерального подряда с условием отсрочки платежа» на строительство вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей и моста через Амур, «предварительно уточнив финансовую модель, сроки и стоимость их строительства, а также закрепив за подрядчиком обязательства по финансированию возможного удорожания» этих объектов. В «БТС-Мост» не пояснили, готова ли она выполнить условие. В ОАО РЖД от комментариев отказались.
За вторым этапом расширения БАМа и Транссиба, который должен завершиться в этом году, должен последовать третий с расширением провозной способности со 180 до 210 млн тонн к 2030 году и 255 млн тонн к 2032 году. Финальная стадия предполагает создание дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей и моста через Амур.
Эти объекты «БТС-Мост» и Газпромбанк планируют построить через EPCF-контракт. Он предполагает, что стройку и финансирование берет на себя подрядчик, а через десять лет заказчик — предположительно, ОАО РЖД — с ним расплачивается. Стоимость третьего этапа, по оценкам ведомств, составит порядка 2,7 трлн руб.
Читайте также:
ФАС поручено совместно с профильными ведомствами и ОАО РЖД представить предложения по тарифным решениям для финансирования инвестпрограммы, «обратив особое внимание на влияние этих решений на финансово-экономическое состояние грузоотправителей и конечную цену перевозимых товаров, изменение структуры движения грузов по отдельным направлениям и тарифов на электроэнергию», рассказывает собеседник “Ъ”.
Свою лепту внесет и государство. Согласно поручениям, до 1 сентября должны быть приняты изменения в законодательство, которые бессрочно продляют льготную ставку налога на имущество для путей общего пользования. Сейчас она составляет 1,6%, но действует только до 2026 года.
Решение по налоговой ставке для ОАО РЖД крайне важно, говорит управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев. Он поясняет, что по ставке 1,6% ОАО РЖД уплачивает налог на имущество еще с 2020 года: «Сейчас, видимо, вопреки Минфину, возражавшему против "бессрочности" меры, был принят максимально лояльный и поддерживающий ОАО РЖД вариант, что в эпоху беспрецедентных санкций, как никогда актуально».
Наталья Скорлыгина