Новости / Страхование

Новый год без страховки: страховщики решили отказаться от страхования ответственности туроператоров

Перед новогодними каникулами страховщики решили отказаться от страхования ответственности туроператоров. Бизнес оказался чрезвычайно невыгодным: при годовых сборах 200-220 млн руб. заявленные убытки уже превысили 4 млрд руб. Туристам остается осваивать бронирование отелей и покупку авиабилетов самостоятельно, но на популярных направлениях это увеличивает стоимость поездки в полтора раза.

Елена Григорьева

Зона большого риска

В конце ноября президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс заявил, что из законодательства о деятельности туроператоров стоит убрать норму об использовании страхового полиса в качестве гарантии исполнения обязательств игроков туристического рынка. С начала года около 20 российских туркомпаний приостановили деятельность, в том числе крупные -- "Нева", "Роза ветров Мир", "Идеал-тур", "Лабиринт", "Солвекс-турне", "Южный крест". По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в результате пострадало около 130 тыс. россиян. Основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы, выехавшие за рубеж, -- неоплаченные оператором обратный авиаперелет и проживание в отеле.

В кризисное время риск банкротства или просто ухода туристических компаний с рынка по-английски довольно велик. По словам заместителя гендиректора СГ МСК Сергея Ефремова, из-за своего финансового состояния рынок может покинуть еще до 30% компаний.

По предварительным оценкам ВСС, в этом году туристы, пострадавшие в результате неисполнения обязательств туроператорами, заявили страховщикам убытков на сумму 3,7 млрд руб. А если добавить данные страховых компаний, не входящих в ВСС, сумма увеличится до 4,4 млрд руб. При этом финансовое обеспечение по договорам ответственности туроператоров, прекративших исполнение обязательств, более чем вдвое меньше -- 1,9 млрд руб. И этот разрыв будет увеличиваться, говорят страховщики, ведь по закону турист может обратиться за возмещением убытков в течение срока исковой давности, а это три года. Например, СГ МСК выплатила 10 млн руб. и до сих пор продолжает платить туристам, обманутым туристической компанией "Мир хороших путевок", руководство которой, получив с клиентов деньги, скрылось три года назад.

Тем временем в ЦБ отмечают рост жалоб граждан, связанных с недостаточностью выплат по банкротству туроператоров. Показательным можно считать пример семьи, которая собиралась отдохнуть этим летом в Греции, а в итоге потеряла деньги.

Путевки оставили банкам

Система финансовых гарантий в туристическом секторе рынка не устраивает страховщиков в силу его убыточности. По оценкам заместителя гендиректора "Ингосстраха" Ильи Соломатина, годовые сборы по ответственности туроператоров составляют всего 200-220 млн руб. При этом в отношениях с ними страховщики меньше защищены по сравнению с банками.

Банки, которые могут предоставлять туркомпаниям банковскую гарантию, требуют от них стопроцентного обеспечения. Страховые компании таких требований выставить не могут. С учетом нынешней экономической ситуации степень риска по таким договорам страхования превышает допустимую. Многие страховщики решили оставить этот рынок банкам, и, как показывает практика, такие решения оказываются дальновидными.

После отказа крупных брендовых страховщиков туроператоры вынуждены идти в мелкие и средние компании, которые готовы их страховать, но испытывают недостаток резервов и капитала в случае выплат при банкротстве туроператора.

Есть идеи

В конце сентября законодатели вынесли на общественное обсуждение законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации". В частности, предлагается с 2015 года установить объем финансового обеспечения туроператоров в размере 3% общей стоимости турпродукта, проданного компанией за год, а с 2016 года -- 5%, но не менее чем 50 млн руб.

Проект не нашел поддержки у участников туристического рынка.

Предложенные изменения не понравились и страховщикам. Как рассказал "Коммерсанту" Игорь Юргенс, обсуждаемый вариант законопроекта не учитывает предложения страхового сообщества по изменению схемы защиты имущественных интересов туристов.

В связи с этим у страховщиков есть различные идеи. Так, ВСС предложил трехуровневую систему устойчивости туроператоров. Первый уровень -- формирование турфирмами компенсационного фонда с наполнением примерно 500 млн руб. на первом этапе. Если средств фонда оказывается недостаточно, чтобы справиться с последствиями банкротств, начинают действовать механизмы страхования: убытки можно предъявлять страховщикам по полисам ответственности туроператоров. Это второй уровень. На третьем уровне включаются государственные гарантии: бюджет платит пострадавшим туристам в случае катастрофического масштаба убытков.

Некоторые страховщики полагают, что необходимо вообще прекратить страховать ответственность туроператоров.

В свою очередь, туристам для обретения спокойствия в связи с предстоящей поездкой стоит освоить бронирование отелей и покупку авиабилетов напрямую. Правда, на популярных направлениях зимой (речь идет, например, о Египте) найти самостоятельно приемлемые варианты перелета и проживания довольно трудно. Кроме того, по словам участников рынка, это увеличивает стоимость путешествия в полтора раза.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное