Новости / Экономика

Экспортные цены на российский уголь резко упали

Цены на уголь, взлетевшие в 2022 году, в этом году серьезно упали, сокращая рентабельность российских производителей. На конец первого полугодия средние цены на отечественный уголь в экспортных портах опустились не только ниже значений прошлого года, но и оказались меньше среднегодовых уровней 2021 года.

По оценкам на основе данных компаний, в июне энергетический уголь с теплотой сгорания 5500 ккал на 1 кг на базисе FOB Восточный подешевел в годовом выражении на 36%, до $91,2 за тонну, уголь 6000 ккал на FOB Балтика — на 45%, до $73 за тонну, а на FOB Тамань — на 46%, до $79 за тонну. 

Для сравнения: в июне 2022 года цена энергетического угля в экспортных портах находилась в диапазоне $148–181 в зависимости от направления отгрузок, а в июне 2021 года — $108–130 за тонну. 

Основная причина снижения цен на уголь — сокращение рисков перебоев энергоснабжения в Европе, которые резко возросли в 2022 году из-за эмбарго на поставки угля и снижения закупок газа из России. Как отмечает Argus, после завершения отопительного сезона спрос на уголь ослаб, что привело в том числе к сокращению премии на нероссийское сырье.

При этом замедление экономики ЕС, а также более скромные, чем ожидалось, темпы восстановления экономики Китая после локдаунов привели к накоплению значительных запасов угля на складах. Так, запасы угля в европейских портах составляли в середине июня 6,3 млн тонн — это сопоставимо с аналогичным периодом прошлого года, когда европейские потребители готовились к трудной зиме без российских энергоносителей. Летом 2020 и 2021 годов запасы были ниже — 5,8 млн и 4,5 млн тонн соответственно.

В Азии, куда сместились основные экспортные потоки российского угля после введения санкций, ситуация схожая — в июне запасы угля на ТЭС в Китае достигли уровня, покрывающего 56 дней генерации. Директор Центра ценовых индексов Газпромбанка Евгений Грачев отмечает, что рынок Китая стал профицитным, и местные угольные ассоциации уже начали рекомендовать ограничить импорт, так как он вредит заключению контрактов с китайскими компаниями.

В России запасы угля на производственных площадках находятся на исторически высоком уровне, превысив 38,6 млн тонн в конце апреля. Запасы в Кузбассе, по данным местного министерства угольной промышленности, увеличились до 20,3 млн тонн в апреле — рост на 2,2 млн тонн год к году.

Несмотря на снижение цен за год на 35–45%, российские угольные компании наращивают добычу. Министр энергетики Николай Шульгинов заявлял в июне, что рост добычи с начала 2023 года составил более 1% в годовом выражении.

Производство увеличивается за счет некоторых крупных угледобывающих компаний и множества средних производителей. По словам источников, СУЭК в январе—мае нарастила добычу на 8,2%, до 48 млн тонн, за счет активов в Кузбассе и Бурятии. 

Правительство РФ рассчитывает в 2023 году сохранить показатели добычи и экспорта на уровне прошлого года — 440 млн и 220 млн тонн соответственно. 

Жесткой корреляции между объемом производства угля и спотовыми ценами нет, говорит партнер Neft Research Данил Токмин, добывающие компании работают по длинным контрактам, а доля спотовых сделок в общем объеме продаж относительно невелика. Он отмечает, что цены, зафиксированные в длинных контрактах, могут быть выше текущего уровня на споте.

Евгений Грачев добавляет, что не все угольные компании готовы к текущему уровню цен. Однако значительная часть участников рынка считает, что остановить производство, а потом запустить его будет намного дороже, чем нести убытки в период низких цен.

Возникает вопрос, как долго производители угля готовы терпеть убытки в надежде на изменение ценовой конъюнктуры. Борис Красноженов из Альфа-банка отмечает, что уже в мае экспорт для средних по размеру угольных компаний без своего вагонного парка был нерентабельным в портах Северо-Запада.

По оценке аналитика, средняя себестоимость добычи для производителей Кузбасса — около $20 за тонну. «Таким образом, небольшие производители без собственных портовых мощностей и парка и себестоимостью более $20 за тонну могут генерировать потери на уровне 500–2000 руб. на тонну при экспорте через порты Северо-Запада и Юга»,— полагает господин Красноженов.

Тем не менее фактически компании наращивают экспорт угля, в том числе по формально убыточным для них направлениям, при этом постоянно жалуясь на ограничения на вывоз со стороны железной дороги.

 

Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное