Новости

Сведение счетов. Сбитый самолет дорого обойдется и Анкаре, и Москве

Инцидент с российским самолетом Су-24, который был сбит вчера турецким истребителем, "будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений", заявил вчера президент РФ Владимир Путин. Хотя ни о каких конкретных мерах по сворачиванию экономического сотрудничества с Анкарой глава государства не говорил, не исключено, что совместные бизнес-проекты двух стран ничего хорошего не ждет. Как пояснил высокопоставленный источник "Ъ" в госструктурах РФ, теперь вопросы военного сотрудничества, международных контактов (в том числе по сирийской проблематике), а также бизнес-проекты будут либо свернуты, либо заморожены на долгие годы.

Высокопоставленный источник "Ъ" в администрации президента подтвердил, что принятые в ближайшее время решения будут "жесткими" и окажут серьезное воздействие на российско-турецкие отношения во многих сферах. Он отметил, что окончательно они будут выработаны по итогам экспертных консультаций. Например, "Газпром" должен будет дать оценку целесообразности строительства газопровода "Турецкий поток". Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил вчера, что "ситуация по проекту будет тщательно изучена".

"Турецкий поток" и так уже пострадал от политической неопределенности в Турции, связанной с поражением партии президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана на парламентских выборах в июне и последовавшими досрочными выборами. За это время масштаб проекта "Газпрома" сократился как минимум вдвое с исходных 63 млрд кубометров в год, а на практике в последнее время стороны обсуждали строительство только одной нитки (15,75 млрд кубометров).

Для "Газпрома" отмена "Турецкого потока" означает, что Турция продолжит снабжаться газом через Украину, и неясно, как будет решена задача снабжения Балкан.

При этом так и не будут использованы уже сделанные огромные инвестиции в газопроводы в России под масштабные экспортные проекты через Черное море ("Южный коридор"). В то же время Центральная Европа и Италия будут получать газ через Nord Stream-2 через Балтику, строительство которого рассматривается в "Газпроме" как решенное дело. "Если газопровод ("Турецкий поток".-- "Ъ") не будет построен, это будут проблемы Турции, которой придется учитывать украинский транзитный риск",-- считает собеседник "Ъ", близкий к "Газпрому". В монополии, как и в других российских компаниях, имеющих интересы в Турции, ситуацию вчера не комментировали.

Для Турции, которая является вторым потребителем российского газа после Германии, ситуация также непростая. Анкара получает из РФ около 60% своего потребления газа, и альтернативных источников такого масштаба у нее нет.

Хотя собеседники "Ъ" в российском правительстве и "Газпроме" вчера отвергали возможность того, что поставки газа в Турцию могут быть прерваны, год назад "Газпром" уже сокращал поставки по украинскому транзитному коридору, из-за чего страдала и Турция. Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research уверен, что "Турция не откажется от российского газа, а Россия -- от его поставок по действующим маршрутам". Анкаре нужен газ, говорит эксперт, в то же время для "Газпрома" важен имидж надежного поставщика.

От российской нефти Турция не зависит, но сама может критическим образом повлиять на ее поставки, контролируя проливы Босфор и Дарданеллы. Через них идет и существенная часть грузопотока российских черноморских портов, в том числе снабжение авиабазы Хмеймим в Сирии. "Закрытие проливов было бы катастрофой, но представить такое сложно",-- говорит собеседник "Ъ" в крупной российской госкомпании. Режим прохода через проливы регулируется Конвенцией Монтре от 1936 года, по которой на Турцию наложены жесткие обязательства.

Под угрозой может оказаться и самый крупный сейчас энергетический контракт России с Турцией -- строительство АЭС "Аккую" "Росатома", которая должна была стать первой атомной станцией в стране. Станция из четырех блоков мощностью 4,8 ГВт оценивается в $22 млрд -- это самый большой контракт в портфеле госкорпорации. Первый блок планируется ввести в 2022 году.

Бизнес-интересы в Турции есть и у других российских компаний, но их масштаб заметно меньше. Так, "Интер РАО" с 2012 года владеет газовой ТЭС Trakya (478 МВт) и трейдером TGR Enerji. Из российских металлургов в Турции присутствует ММК, владеющая построенным в 2011 году за $2 млрд комплексом MMK Metalurji мощностью 2,3 млн тонн стали в год. ММК готова была продать актив за те же $2 млрд, но получала предложения по цене вдвое ниже.

Юрий Барсуков, Иван Сафронов, Ольга Мордюшенко, Анастасия Фомичева, Андрей Райский, Анатолий Джумайло

Что Россия и Турция значат друг для друга

По данным ФТС, в 2014 году товарооборот России и Турции составил $31,1 млрд (на 4,9% ниже, чем годом ранее). Российский экспорт составил $25,5 млрд, импорт -- $6,7 млрд. В январе--июле 2015 года товарооборот был равен $14,4 млрд (снижение на 21,6% к аналогичному периоду прошлого года). По итогам 2014 года Турция заняла шестое место среди внешнеторговых партнеров России, поднявшись на две строчки с 2013-го. При этом страна занимает пятую строчку в российском экспорте и 13-ю -- в импорте. В турецком импорте Россия в 2014 году заняла первое место, в экспорте -- шестое.


В структуре российского экспорта в Турцию преобладают минеральное топливо, нефть и нефтепродукты (64,1%). Турция -- второй по величине рынок сбыта российского газа после Германии (экспорт в 2014 году составил 27,4 млрд кубометров). 60% потребляемого газа Турция получает из РФ. На металлы и изделия из них в экспорте РФ приходится 19,3%, на продовольственные товары и сельхозсырье -- 9,7%. Еще 4,7% занимает продукция химической промышленности, 1,2% -- древесина и целлюлозно-бумажные изделия. К основным статьям импорта относятся машины и оборудование (30,8%), продовольственные товары и сельхозсырье (26,5%), текстиль, изделия из него, обувь (16,3%), продукция химической промышленности (11,1%).

Объем прямых инвестиций из РФ в Турцию в 2014 году составил $5,3 млрд (снижение на 7%). Турецкие инвестиции в РФ при этом составили $759 млн (рост на 35%).

Евгений Козичев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Крушение российского бомбардировщика Су-24, 24 ноября 2015 года":
Все материалы сюжета (8)