Новости

Операция "чистые бланки". Зачем менять полисы ОСАГО?

Новость о единовременной замене 50 млн полисов ОСАГО лучше всяких социологических опросов показала, как на самом деле в России относятся к страховщикам. Основная проблема в том, что миллионы водителей просто отказываются покупать дорогую легальную автогражданку.

"У людей абсолютно жесткая антипатия ко всему, что имеет отношение к слову "страхование". И сложилась она благодаря самим страховым компаниям, их ОСАГО и вообще деятельности на этом рынке в течение 12 лет",-- говорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Это мнение подтверждает и свежая статистика службы Центрального банка по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров: 78% всех жалоб в ЦБ -- именно на страховые компании, и 80% жалоб касаются ОСАГО.

Бланкуют все

Две недели назад президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс заявил, что все бланки полисов ОСАГО, находящиеся в обороте на территории России, заменят к 1 июля 2016 года. Речь идет о замене порядка 50 млн полисов, из которых около 39 млн страховок было продано в прошлом году, а 10-12 млн бланков остаются в запасе у страховщиков. Необходимость провести замену единовременно в РСА объяснили резким ростом мошенничества -- число находящихся в обороте фальшивок там оценивают в 1-10 млн штук.

Разумеется, новость спровоцировала настоящий скандал на рынке. И далеко не у всех страховщиков вызвала энтузиазм.

"Осуществлять замену всех полисов ОСАГО в середине года неправильно, так как это повлечет за собой дополнительные расходы страховых компаний, которые на текущий год не забюджетированы",-- говорит руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании "АльфаСтрахование" Денис Макаров.

Замена всех действующих полисов ОСАГО малоосуществима, считает Макаров: обновление бланков возможно исключительно при заключении новых договоров.

Видимо, оценив ситуацию, от идеи РСА открестились и в Минфине, и в ЦБ. "Никакой одномоментной замены действующих полисов не будет, против такого решения Банк России возражал бы очень жестко",-- заявил, в частности, зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Но, по словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, именно растянутые сроки перехода на новые бланки позволяют быстрее подстроиться мошенникам. Поэтому на сей раз страховщики предлагают сделать совсем не так.

"На президиуме мы приняли решение о том, что замену полисов ОСАГО необходимо провести быстро, чтобы системно ударить по мошенникам. И сделать это все к 1 июля 2016 года, для того чтобы после этой даты все водители ездили с новыми бланками.

Разумеется, мы услышали комментарии Центрального банка, но надеемся на его поддержку. Думаю, в течение этой недели мы разработаем порядок замены полисов, согласуем его с ЦБ и потом уже доведем до людей",-- говорит Уфимцев.

Фальшивка рубль бережет

Интересно, что с распространением фальшивых ОСАГО, сегодня никто толком не борется. По словам главного технолога одной из московских типографий, качество современной полиграфии позволяет в принципе подделать все что угодно, вопрос только в рентабельности.

Однако продавцы подделок считают, что это закономерный итог отношения к водителям самих страховщиков. "Посчитайте, сколько вы заплатили за ОСАГО за все годы, которые ездите, и много ли вы получили при аварии",-- заявил Максим Т. один из "распространителей", согласившийся поговорить с корреспондентом "Денег". В среднем, по его словам, Максим продает по 150 полисов в день. Партию в тысячу штук корреспонденту "Денег" обещали организовать за день. Цена одного бланка в розницу -- от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Качество бланков практически безупречно, номера, рассказал Максим, можно проверить по базе РСА, потому что это дубликаты.

Правда, по таким полисам нельзя получить страховую выплату, но это интересует далеко не каждого водителя.

Кроме фальшивок на рынке нередко появляются и ворованные бланки. "Настоящие бланки в офисах воруют сплошь и рядом,-- рассказывает бывшая сотрудница страховой компании.-- Агент полис клиенту продал и выписал, а лист отчетный в компанию не передает. Деньги кладет себе в карман. Если офис какой-нибудь не центральный, а филиал, то лежит пачка бланков в сейфе. Утром приходим, открываем -- половины пачки нет". По такой же схеме воруют и некоторые страховые брокеры: полис клиенту продают, а компания об этом узнает, только если клиент обращается за выплатой. Правда, тут счет, наверное, идет не на миллионы, а скорее на сотни тысяч.

"На самом деле если посмотреть на рынок, то ситуация драматичная. Она предкраховая для системы ОСАГО, и это не громкие слова. Если посчитать, то с момента первого повышения тарифов, то есть с октября 2014 года, из официальной системы ОСАГО ушли 7 млн автовладельцев. Представляете, из 40 млн застрахованных? 15%!

И это меньше чем за полтора года. На 2,5 млн снизилось число проданных полисов по итогам 2015 года; при этом, по данным Автостата, за 2014-2015 годы было продано порядка 4 млн автомобилей. И скорее всего, владельцы новых машин себе ОСАГО купили. Это "старые" автовладельцы ушли из системы",-- говорит Николай Тюрников.

Бонус очень малус

Проблема поддельного полиса -- это лишь ширма, за которой прячется настоящая проблема. Сами страховщики уже не скрывают, что резкий рост мошенничеств -- следствие подорожания полиса. С повышением тарифов на ОСАГО в 2014-2015 годах стоимость полиса выросла почти вдвое "Реальная проблема в том, что автовладельцы вообще перестали покупать полисы, потому что считают для себя тариф необоснованным",-- рассказывает президент Ассоциации защиты страхователей.


Средняя цена полиса после повышения тарифов, по оценкам РСА, составляет 5,5 тыс. руб. Вот только то ли цифра какая-то лукавая, то ли страховщики выдают желаемое за действительное, но многим водителям полис обошелся гораздо дороже, хотя в аварии они и не попадали. Последнее важно: наибольший "вес" в стоимости полиса составляет коэффициент "бонус-малус" (КБМ) за безаварийную езду; с КБМ скидка может быть 50%; но именно при расчете скидки страховщики и обманывают клиентов чаще всего.

Что касается либерализации тарифов ОСАГО -- а все истории у страховщиков так или иначе сводятся именно к этому,-- то до выборов совершенно точно ждать ее не стоит.

"Думаю, что ЦБ не сделает третьей ошибки. Две первые -- это повышение тарифов в октябре 2014 года и в апреле 2015-го",-- говорит Николай Тюрников. Очевидно, ЦБ понимает, что с нынешними проблемами в базе данных и коэффициентом "бонус-малус" трогать тарифы нельзя.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "ОСАГО-2016":
Все материалы сюжета (24)